ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ
Размышления о кабинете физики. В. О. Шурухин
Для учащихся современной школы кабинет физики (если он в школе есть) – это лишь один из хорошо оборудованных классов, с некоторыми особенностями, но не более того. Так как в большинстве предметных кабинетов теперь имеются компьютеры, интерактивные доски, экраны, телевизоры и другие современные средства обучения, которые с успехом используют учителя всех предметных циклов. При этом у нас, натурный физический эксперимент все чаще уступает место компьютерному. Но, именно здесь хочется отметить, что «политехнизация» учебных кабинетов в школе начиналась именно с кабинета физики.
Вспоминаю себя много лет назад: когда восторженным третьеклассником впервые оказался в кабинете физики средней школы № 91, где учился, на «вечере для маленьких». Не помню точно, что на меня произвело большее впечатление: само занятие «физика и игрушки» или кабинет, куда попасть мечтали все ученики младших классов. Ведь там был огромный стол с подсветкой, телевизор, какие-то фонари, самозакрывающееся затемнение, киноаппарат, огромные шкафы с чем-то чудным, двигающиеся доски, лаборантская и обожаемая всеми учительница, которая была хозяйкой всего этого. Очень может быть, что именно это первое впечатление определило мой жизненный путь. Смешно, но до сих пор, уже став учителем физики с университетским образованием, кандидатом наук, оказываясь в незнакомом кабинете физики, соотношу воспринимаемое именно с тем моим первым впечатлением. И, скорее всего, именно с тех давних пор появился мой интерес к истории современного кабинета физики в российской школе.
Сложившееся у нас современное представление о кабинете физики, как не странно, уходит к концу девятнадцатого века. Проект физического кабинета был выработан собранием преподавателей по механике, физике, химии и космографии при Педагогическом музее в Санкт-Петербурге, по поручению Главного Управления военных учебных заведений в 1874 - 75 учебном году в связи с введением физики как предмета в учебный план юнкерских училищ.
С этого времени началась долгая и кропотливая работа «в том направлении, которое касалось состава физического кабинета, пополнения его новыми испытанными в Музее и, по возможности удешевленными приборами (особую деятельность развили здесь В.Л. Розенберг, Б.Ю. Кольбе, Н.С. Дрентельн, В.В. Лермантов и др.)» [3]
Одним из первых был открыт показательный физический кабинет в Александровском кадетском корпусе (1901 год). Впоследствии, преподаватель физики Н.С. Дрентельн описал устройство и оснащение помещений, отведенных для преподавания физики. На рисунке показан план помещений физического кабинета с обозначениями.[4]
|
I. Физический класс
- Ученические парты.
- Шкафы с приборами;
- Переносимый классный стол.
- Приставной столик.
- Доска.
- Электрическая установка для классных опытов
II. Лабораторное помещение
III. Класс практических работ |
Общее представление о школьном кабинете физики начала ХХ века дает сопоставление плана физического класса Александровского кадетского корпуса и фотографии школьного кабинета физики шестой Петербургской гимназии.
На фотографии «Физический кабинет» можно найти почти все элементы, указанные в плане физического класса Александровского кадетского корпуса.
|
Физический кабинет |
Интересно, что пишут авторы исторической записки, посвященной пятидесятилетию шестой Петербургской гимназии, о переоснащении физического и естественно-исторического кабинетов: «Прежде всего, было обращено внимание на то, чтобы физический класс был оборудован всем необходимым для производства опытов во время уроков; с этой целью в классе был установлен экспериментальный стол, построенный по плану проф. Weinhold´а. К этому столу были подведены трубы для воды и газа; он снабжен шинами, сообщающимися с источником электрического тока, кроме того, к нему приделаны краны от водоструйного насоса для выкачивания и нагнетания воздуха. Вблизи стола установлен умформер, преобразующий переменный трехфазный ток городской станции в постоянный ток напряжением в 50 вольт и силой в 35 ампер. При умформере установлена распределительная доска с измерительными приборами, рубильниками и штепселями.
В переднюю стену класса, за столом, вделан вытяжной шкаф с классною шиферную доскою. Этот вытяжной шкаф снабжен водопроводом и газопроводом и предназначен для проведения в нем опытов по химии. Для иллюстрации уроков физики картинами установлен в классе новейшего устройства проекционный фонарь, известный под названием «мегадиаскоп Коля». Для затемнения класса устроены непроницаемые для света шторы с особым приспособлением для одновременного их поднятия и опускания» [1]
Современному учителю физики понятно, что изображенный на фотографии класс предназначен только для демонстраций. Как же быть с фронтальным экспериментом? Продолжаю цитировать: «По окончании оборудования класса было приступлено к устройству физической лаборатории в особом помещении для самостоятельных работ учеников. Для этого в лаборатории были установлены три стола, за которыми могут одновременно работать до 30 учеников. Столы эти снабжены приспособлениями для снабжения их водою, газом и электрическим током, кроме того, два стола имеют мехи для стеклодувных работ…» (современная орфография, но сохранена авторская стилистика и пунктуация)
Мне кажется, что описание такого кабинета и сегодня должно привести в восторг любого учителя физики. Ведь здесь не хватает для полного современного учительского счастья (а счастье ли это?) только компьютера и интерактивной доски. Интересно, что именно такой кабинет, где большое пространство разделено на лекционную часть с амфитеатром и узкими «студенческими» столами, и лабораторную, как и было описано в начале двадцатого века с большими столами на 8-10 учащихся, я видел в Дании в 1994 году в городе Нюкёбинге в старшей политехнической школе (у нас в то далекое время - техникум).
В 30 - 40 годы двадцатого века предлагалась модель двух различных кабинетов физики в связи с разделением школ на средние и семилетние школы. В семилетних школах советовали объединить лабораторию с аудиторией, демонстрационный стол учителя именно в этом варианте «встал» на подиум, чтобы лекционные демонстрации были видны всем в классе с достаточно большими, специально для проведения практических работ, столами. При этом, в указанный период сохранялись попытки оставить историческое распределение помещений кабинета физики для средней школы.
Интересны типовые проекты, предлагаемые для строительства новых школ в предвоенное время. Предполагалось, что состав типового физического кабинета средней школы должны входить
- Физическая лаборатория. Комната, где размещаются большие столы для проведения практических работ. К столам подводится вода, газ, электричество.
- Физическая аудитория. Оборудуется узкими столами на 6-8 человек, которые устанавливаются как можно ближе к демонстрационному столу. Это экономит место.
- Комната для хранения приборов оборудуется
- Мастерская
- Комната для учителя и налаживания опытов
- Фотографическая комната
- Вышка для метеорологических и астрономических наблюдений (по возможности).
Авторы предлагаемого проекта сетуют на то, что нормы Наркомпроса предусматривают 84м2 на все потребности кабинета и настаивают на исследованиях российских и немецких ученых об обязательной экспликации помещений. В следующей таблице показаны числовые данные в м2 , о нормах площадей кабинета физики для школ Германии (столбец 1) и российских школ (столбец 2) [2]
Аудитория |
80 |
51,9 |
Лаборатория |
120-150 |
54 |
Зал для хранения приборов |
100-150 |
27,5 |
Мастерская |
40-60 |
20 |
Библиотека |
25 |
- |
Комната для преподавателя |
25-35 |
20 |
Темная комната |
15 |
6 |
Проект был реализован, судя по материалам Ленинградской городской педагогической выставки 1948-1949 учебного года. На выставку была представлена работа «Опыт организации физического кабинета средней школы» Б.И. Переверзева учителя физики женской школы № 359 Московского района. Статья была высоко оценена заведующим кафедрой физики Ленинградского института усовершенствования учителей профессором М.Ю. Пиотровским: «предлагаемая статья…являет собой бесспорный интерес и может служить ценным пособием для каждого учителя физики, работающего над оборудованием своего кабинета» [5].
Исследование плана помещений школьного физического кабинета школы № 359 показывает, что состав помещений соответствует описанному выше проекту. Общая площадь помещений более 120 м 2, что позволяет предположить, что результаты исследований повлияли на нормы Наркомпроса.
В послевоенные годы, когда во время войны многие школы были разрушены или разорены, и чтобы принять необходимое количество детей,
нужно было уплотняться, и даже те школы, в которых состояние кабинета физики перед войной было превосходным, должны были использовать его помещения иначе. Кабинеты превратились в «дуплет», знакомый всем нам: лаборатория-аудитория и лаборантская (фотография с сайта www.opt-union.ru обращение 14.06.2015). Оборудование хранилось частично в лаборантском помещении, а частично в шкафах в кабинете, которые еще выполняли функцию витрин для демонстрационного оборудования.
В 60 е годы, годы оттепели и политехнизации начали появляться физико-математические и технические школы, постепенно в них вновь возникают отдельные от кабинета физики лаборатории, т.е. специальные помещения, предусмотренные для проведения учащимися только экспериментальных работ. Но, работая в такой школе, я понимаю, что каких-либо норм на организацию именно школьной лаборатории до сих пор не существует, и организуются лаборатории в школе по инициативе учителя и администрации.
В этой статье мы только чуть-чуть коснулись истории развития кабинета физики за 150 лет. Работая с историческими источниками очень хорошо видно, что современный облик кабинета физики, как это ни странно, сложился еще в конце 19 века в Петербурге и был признан одним из самых удачных в Европе. С небольшими изменениями он прожил Революцию, Великую Отечественную войну, Перестройку, распад Советского Союза. А это значит, что идеи, заложенные в тот, первый кабинет, удивительно верные и стойкие.
Литература:
- Буткевич К.Ф., Николаев Л.П. Историческая записка, изданная ко дню пятидесятилетия Санкт-Петербургской шестой гимназии (1862 – 1912). Санкт-Петербург, 1912 г.
- Галанин Д.Д., Горячкин Е.Н.,Павша А.В., Сахаров Д.И. Физический эксперимент в школе. Том первый. Оборудование физического кабинета. Под редакцией С.Н.Жарова. Государственное учебно-педагогическое издательство, Москва, 1934 г.
- Барсков Я.Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864–1914: Исторический очерк. – СПб., 1914.
- Н.С. Дрентельн. Пособие для практических работ по физике в средней школе. СПб. 1908 год
- Рукопись Б.И. Переверзев. «Опыт организации физического кабинета средней школы» 1948-1949 уч.год
|