МЕХАНИКА. ФИЗИКА. ХИМИЯ. КОСМОГРАФИЯ.
(Из книги "ПЕДАГОГИЧЕСКIй МУЗЕЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫХЪ ЗАВЕДЕНIЙ. 1864-1914.
ИСТОРИЧЕСКIЙ ОЧЕРКЪ ПОДЪ РЕДАКЦIЕЙ Я.Л. Барскова. С-ПЕТЕРБУРГЪ. 1914.")

Собрание преподавателей по механике, физике, химии и космографии, подобно другим отделам Педагогического Музея, обязано своим возникновением практической работе по собиранию и группировке наглядных учебных пособий. Насколько успешно для того времени шла эта работа, показывает Всероссийская Мануфактурная выставка в С.-Петербурге (1870 г.), где почти единственным серьезным экспонентом (в этом отделе) был Педагогический Музей, экспонировавший около 150 наглядных пособий 1).
Отчетливо сознавая полную необходимость отечественного производства наглядных пособий, и видя, что за это дело крайне туго принимаются торгово-промышленные фирмы, Музей, по собственному почину, выпустил несколько изделий, а затем, по его инициативе, устраивается в С.-Петербурге «Первая русская дешевая мастерская физических приборов (мастером Брюккером при книжном магазине Фену). К удешевлению пособий стремилась также одна частная мастерская в Москве. Успеху этого начинания во многом содействовал проект физического кабинета, выработанный отделом в связи с планом курса физики для юнкерских училищ, по поручение Главного Управления военно-учебных заведений, в 1874—5 учебном году.
Отдел составил программу курса, рассчитанную maximum на 30 уроков; остальные часы предназначались для репетиций; изложение должно было основываться на опытах и наблюдениях при непосредственном участии юнкеров 2). Экспериментальный характер курса привел к вопросу о физическом кабинете; своими указаниями и чертежами отдел облегчал работу мастера Брюккера, а изготовленные им приборы испытывал в своих заседаниях 3). Тогда же шла интенсивная работа по собиранию и оценке заграничных пособий: в 1874 г. Музей издал каталог, содержащий подробное описание 272 приборов, распределенных по следующим 8 рубрикам: предварительные понятия (16), магнетизм (8), электричество (33), гальванизм (48), свет (38), движете и равновесие (82), звук (14), теплота (33).
Каталог являлся довольно точным описанием физического кабинета, но этот последний нельзя рассматривать, как нормальный кабинет средних учебных заведений: он был скорее собранием заграничных (по возможно более дешевых) приборов, имевших главным образом не научное, а учебное значение. Предполагалось при его устройстве, что кабинет этот явится местом не ученых исследований, а поможет готовиться к преподавательской деятельности в средних учебных заведениях молодым людям, имеющим хорошие теоретические сведения по физике, но слабо или вовсе не знакомым с практическими работами над приборами и машинами, с которыми придется иметь им дело впоследствии 4). Руководство этими занятиями принял на себя в 1874—5 учебном году О.Д. Хвольсон.
В тоже время более широко поставлены были организованные в 1873 — 4 г. занятия с малолетними детьми (7 —10 л.), под руководством выбранных самими родителями преподавателей — между прочим, и по физике. Для занятий с детьми отведена была особая комната: В.П. Коховский выразил при этом пожелание, чтобы члены комиссии, знакомые с делом элементарного обучения, помогли своими советами и указаниями, так как в высшей степени желательно при Музее устроить такую школьную комнату, которая по выбору учебных пособий, наилучшему их распределение (по комнате)и вообще по своей обстановке, представляла бы образец такой школьной комнаты, которая удовлетворяла бы самым строгим требованиям современной педагогики и таким образом могла бы для всех желающих значительно облегчить дело устроения элементарной школы» 5).
Вся эта работа не помешала членам зарождавшегося отдела следить за научными успехами и открытиями (преимущественно в области звука и электричества). Так, в 1879 г. В.Я. Флоренсов изготовил электрические приборы по идее Тиндаля и познакомил с ними собрание, которое обсуждало также опыты Крукса и попутно выясняло, какими новейшими приборами можно было бы дополнить физический и химический кабинет Музея.
Кабингет физики
В том же 1879 г. собрание осуществило задуманный годом раньше план организации научных бесед преимущественно в области физики, с предоставлением публике широкого бесплатного доступа. В.Я. Флоренсов вел беседы по гальванизму, а Я. И. Ковальсюй — по свету, читая вместе с тем лекции о пропедевтическом курсе физики, выросшем из составленной докладчиком еще в 1875 г. программы элементарных сведений по физике и химии, необходимых для понимания некоторых явлений, относящихся к естественной истории и географии. Комиссия успела рассмотреть эту программу в 1875 г., но ее основная мысль была осуществлена в 1880 году, при пересмотре военно-гимназического курса, когда занялись составлением приборов для передачи элементарных физико-химических сведений. Ряд целесообразных и простых приборов был представлен Я.И. Ковальским, который и вел на них в течение нескольких лет пропедевтический курс, т. е. беседы о возможности передачи детям 10 — 12-летняго возраста основных физико-химических понятий о твердых, жидких и газообразных телах (почва, вода и воздух). Эти сведения необходимы, по мысли лектора, не только в качестве введения к естественной истории, но и для подготовки детей к курсу географии. — Успех научных бесед превзошел ожидания: Педагогический Музей оказался тесен для слушателей; многие из них желали, по-видимому, следя за демонстрациями на коллекциях Музея, обновить в своей памяти общеобразовательный курс.
Методическая работа по преподавание физики и химии шла также и в другом направлении: постепенно стали приходить к заключению, что ученики должны не только смотреть на опыты, но и принимать в них личное участие — эта мысль, необходимо связанная с вопросом об удешевления пособий, заставила К.В. Дубровского обратиться к устройству физических приборов самими учителями и учениками из материала, составляющего, так сказать, «отбросы» в домашнем хозяйстве. Демонстрирование же таких самодельных приборов дало столь выгодные по своей наглядности результаты, что комиссия постановила пригласить докладчика:

  1. повторить доклад в большой аудитории Музея в присутствии публики;
  2. составить описание приборов с их чертежами:
  3. отправить коллекцию на международный конкурс удешевленных пособий для начальных школ, происходившей в Брюсселе в 1880 г.
Эту коллекцию предпочли здесь всем остальным, и международное жюри постановило отправить ее в Брюссельскую образцовую школу («Ecole modele de la Ligue de l’Enseignement») и признало вместе с тем, что выставленной коллекцией указывается путь, которого следует держаться преподавателям и на будущее время.
В дальнейшем К.В. Дубровский ведет беседы о приготовлении учащимися физических приборов, а также о преподавании физики в средних учебных заведениях, стремясь показать, что изучение естественных наук с общеобразовательной точки зрения должно быть направлено не только к усвоению изучаемых фактов, но и к точным самостоятельным наблюдениям. Рядом примеров лектор выяснял ту постепенность, с какой нужно освобождать ученика от влияния учителя, предоставляя его самому себе, и в какую зависимость от классной работы должны быть поставлены самостоятельные домашние работы.
Впоследствии беседы принимают более специальный характер и преследуют учебную цель.
Так, в 1880 г., по почину дирекции училищ в С.-Петербургской губернии, Я.И. Ковальский читает курс физики для учителей городских училищ, где особое внимание обращено было на то, как
вести беседы с учениками, по какой программе и как самому устраивать простейшие приборы. Не прекращаются, однако, и публичные беседы: напротив, в качестве лекторов выступают известные русские ученые, например, 0.0. Петрушевский («О свете и цветах самих по себе и в применении к искусству») и О.Д. Хвольсон («О световых явлениях», «0 современных взглядах на сущность физических явлений»).
К концу 70-х годов выясняются результаты деятельности отдела и по космографии. Еще в 1874 г. специальная комиссия закончила:
  1. обзор пособий по математической географии, подвергая вместе с тем обсуждение значения этих пособий при преподавании курса на различных ступенях обучения, рассматривая образцы наиболее целесообразных пособий, изготовляемых по указаниям коммиссии в русских мастерских;
  2. программу самостоятельных ученических занятий в обсерваториях и план учебного устройства этих обсерваторий.
В дальнейшей своей работе, обсуждая пригодность для учебных заведений наглядных пособий, комиссия решала вопросы и теоретического порядка, например, о желательности избегать в старших классах употребления наглядных пособий, о необходимости самостоятельных наблюдений и, наконец, о столь малом количестве уроков по космографии, что «учитель не имеет возможности провести в классе достаточное число математических упражнений, потребное для усвоения передаваемых сведений; он поневоле ограничится немногим, что приведет не к прочному усвоению, а к простому заучиванию учениками вычислений, формул и чертежей».— наиболее живое участие в работах, комиссии, под председательством В. И. Коховского, принимали: г.г. Ковальский, Животовский, Воронецкий, Пуликовский и др. 6).
Живая и многосторонняя работа привела Музей к мысли организовать выставку пособий, относящихся к курсам физики и космографии. За необходимость такой выставки говорила все возраставшая дороговизна этих пособий. Музей же продолжал стремиться и в эту пору к такому удешевлению приборов, чтобы наглядность и убедительность опытов совмещались с возможностью производства их самими учащимися.
Когда организована была специальная комиссия по устройству предполагавшейся выставки, и возник особый отдел (или собрания) преподавателей механики, физики, химии и космографии, к какому бы ведомству или учреждение они не принадлежали (13 декабря 1885 г.).
Работа отдела, получившего определенную организацию, еще более углубляется практически и теоретически. Рядом с преподавателями средних учебных заведений выступают около этого времени по вопросам чистого знания крупные научные силы: проф. П.И. Боргман. представляет несколько докладов об электричестве и его изучении в средней школе, проф. Н.А. Гезехус — о звуке, проф. П.Г. Егоров — о приемe для опытного доказательства закона Джоуля, об опытах Локиера и проч., проф. Слугинов (Казань) об употребляемых им приборах для доказательства законов гидростатического давления, проф. П. П. Ван-дер-Флит — о приеме для показывания действия тока на магнитную стрелку. (Некоторые же вопросы оставались открытыми; таков, например, вопрос проф. Д. А.Лачинова: как более или менее правильно построить изображение предметов, окружающих зеркальный шар, и не зависит ли форма и положение изображения от положения глаза?) Интерес к научным вопросам,— до и после возникновения отдела, — был тесно связан с интересами учебного дела, с выработкой нормального курса и новых приемов обучения по физике, химии и космографии. В 1884 г. подводить первые итоги своей деятельности Я.И. Ковальский в виде иллюстрированного сборника для преподавателей — «Сборник первоначальных опытов, при помощи которых можно познакомить детей с самыми простыми физическими и химическими явлениями». По предложению специальной комиссии, подготовлявшей выставку физических приборов, К.В. Дубровский дал своей коллекции большие размеры, чтобы сделать ее более удобной для демонстрирования в классах. В своем докладе о новых образцах физических приборов, которые могут изготовляться самими учащимися, он разбил коллекцию на следующие группы:
  1. по равновесно твердых тел,
  2. по равновесию и давлению жидкостей,
  3. центробежная машина и приборы по
  4. электричеству,
  5. свету,
  6. теплоте.
Возникновение отдела расширило методическую работу и привлекло к ней свежие научные и преподавательские силы. Так, в 1886 — 7 учебном году выступает с рядом докладов по химии М.Ю. Гольдштейн. В одном из них («О практической постановке курса химии в общеобразовательных учебных заведениях») он говорил об организации самостоятельных ученических работ, о программе таких работ и об устройстве таких лабораторий. Принятые единогласно соображения докладчика предложено было развить в такой форме, чтобы (выставленные в Музее) они могли служить наглядным примером для правильной постановки курса химии. В другом своем докладе («Об изложении атомистической гипотезы при преподавании химии в средних учебных заведениях») он доказывал, что атомистическая гипотеза излагается в слишком определенной форме и доводить до отрицания в атоме существенных свойств материи. Понятие об атоме идет в разрез с представлениями учащихся о материи, которая в их сознании не имеет предела делимости. Докладчик предложил излагать учение об атоме, как о количестве вещества, не подлежащем делению в том смысле, как неделим, например, мыльный пузырь. Понятие лее о молекуле можно вводить на основании закона Авогадро.
Равным образом рассматривается вопрос «о целесообразном построении механического отдела в общеобразовательном курсе физики» (бар. А. М. Герт), который свое дальнейшее развитие находить в докладе (проф. Д. К. Бобылева) «О преподавании механики в средних учебных заведениях». В 1887 — 8 учебном году опубликовывается специальной комиссией состав физического кабинета для среднего учебного заведения.
Центром работы в отделе стал в 1889—1890 учебном году поднятый О. Д. Хвольсоном вопрос о содержании курса физики и его преподавании. Докладчик считал необходимым и своевременным, дать посильный ответь на вопрос: что должно входить в общеобразовательный курс физики и как следует вести преподавание этого предмета? Физика, как предмет обучения, существует относительно недавно, чем и объясняется ясная для всех неустойчивость этого предмета, как в содержании, так и в последовательности изложения. Разработка поставленного вопроса связана с некоторыми затруднениями; важнейшие из них:
  1. Cомнение, не будет ли напрасно затрачен большой труд в смысле влияния его на школьную практику. Это сомнение побеждается, однако, простым соображением, что труд, успешно выполненный таким многочисленным собранием компетентных лиц, подобное которому докладчик затрудняется найти и в Западной Европе, не может остаться без влияния на последующую постановку курса физики в средних учебных заведениях нашего отечества.
  2. Такая работа потребует много времени. Но его можно найти, уделяя часть каждого заседания на поставленный вопрос.
  3. Можно опасаться разногласий по основным положениям. И в этом случае польза обсуждения вопроса для каждого из участвующих в нем, равно как и для дела, несомненна. Одновременно со своим предложением О. Д. Хвольсон взял на себя труд сообщить на усмотрение отдела и программу вопросов для обсуждения.
В своих дальнейших пяти заседаниях отдел принимает следующую резолюцию.
I. «Цель преподавания физики в средних учебных заведениях должна заключаться в том, чтобы научить из физики тому, что может служить для развития учащихся и для правильного понимания ими главных явлений окружающей природы и важнейших приложений законов этих явлений к практическим потребностям обыденной жизни».
II. «Физика должна быть отнесена к числу основных предметов общеобразовательного курса и для прохождения данного minimum’a должно быть отведено достаточное время».
III. «При преподавании физики в средних учебных заведениях следует знакомить учащихся с фактической стороной физических явлений и с их основными законами; гипотезы и теории должны допускаться лишь настолько, насколько они необходимы для правильного понимания самих явлений и связи между ними».
IV. «В учебном курсе физики следует знакомить с явлениями и методами их исследования, а не с приборами; поэтому описание приборов должно быть ограничено лишь тем минимальным объемом, который необходим для ознакомления с приемами исследования явлений, т.е. оно должно касаться лишь существенных частей прибора».
V. «Содержание учебного курса физики должно, по-видимому, распадаться на три части: введение, систематический курс и заключение».
Отдел занялся впоследствии обсуждением программ курса физики. Один проект, сообщенный О.Д. Хвольсоном и выработанный особой комиссией вне Педагогического Музея, весь курс разделил на две части, рассчитанные на три года. В первые два года излагается весь курс физики индуктивным путем, а в третий делаются дополнения, изложение принимает возможно более точную форму и проводится принцип сохранения энергии. Второй детальный проект принадлежал члену отдела П.М. Новикову, а третий, более отрывочный, г. Фролову.
За многими срочными делами, а также за болезнью самого докладчика, проф. О.Д. Хвольсона, вопрос о разработке курса физики не получил достаточной широты и систематичности; но самой постановкой вопроса был дан толчок к многочисленным докладам родственного характера. В течение двух лет отдел обсуждал возможность и необходимость вводить понятие о потенциале в курс физики средних учебных заведений. О.Д. Хвольсон для того времени (1894 — 99 г.г.) давал отрицательный ответь; но большинство преподавателей, в лице П.М. Новикова, В.Л. Розенберга и Я.И. Ковальскаго, признавало желательным ввести в общеобразовательный курс понятие об электрическом потенциале. Одновременно с этим шла разработка и по другим отделам физики п постепенно выяснялись приемы преподавания вопросов, считавшихся наиболее затруднительными в учебном курсе. Вместе с этим шли разборы различных книг и учебников по физике, химии и космографии и таким образом постепенно накоплялся материал для более правильной постановки курса физики.
В декабре 1895 года исполнилось десятилетие отдела, члены которого с чувством полного удовлетворения могли оглянуться на пройденный путь. Все то, что служило некогда исходной точкой для работы в Музее, было углублено и расширено. Научные беседы преобразовались в публичные лекции, продолжавшаяся и теперь (проф. Д.П. Коновалов читал — «Основы химии в явлениях жизни, проф. И.И. Боргман — «Движете молекул и атомов); научные сообщения все так же посвящались новейшим теориям и открытиям (Н.С. Дрентельн — «О растворах», согласно взглядам Вангоффа, Аррениуса, Планка, Оствальда и др.; проф. И.И. Боргман — «О лучах Рентгена»; на этом докладе присутствовало, вместе с членами, свыше 800 человек слушателей); дидактическая работа была не только углублена свежими преподавательскими и научными силами, но и значительно расширена множеством докладов и отзывов о новинках учебной литературы. Не менее продуктивно работали члены отдела и в том направлении, которое касалось состава физического кабинета, пополнения его новыми, испытанными в Музее и, по возможности, удешевленными приборами (особенную деятельность развили здесь В.Л. Розенберг, Б.Ю. Кольбе, Н.С. Дрентельн, В.В. Лермантов, П.М. Новиков, М.И. Павлов, Я.И. Ковальский и проф. Н.А. Гезехус. Впоследствии в заседаниях стал принимать участиe и профессор Любимов).
Такая работа отдела делает понятной решимость Педагогического Музея выступить на Всероссийской Нижегородской выставке исключительно с темп пособиями по физике и космографии, которые разработаны были в его стенах русскими профессорами и преподавателями.
Значение и ценность этой работы увеличивается еще тем обстоятельством, что она часто шла навстречу потребностям и начальной школы. Так, например, почти весь 1897 — 8 учебный год ушел на осмотр и обсуждение качеств различных проекционных фонарей и картин к ним.
Деятельность отдела после Нижегородской выставки неуклонно продолжалась в прежнем направлении; собрания, как и раньше, происходили по четвергам раз в месяц от сентября — октября до марта — апреля. Многие члены отдела принимали участие в различных официальных комиссиях, защищая при разработке программ те идеи, какие проводились постоянно в отделе.
Доклады и библиографические сообщения, демонстрирование различных приборов, изготовляемых самими докладчиками или же получаемых из русских и иностранных мастерских — все это выясняло как приемы преподавания, так и программы обсуждавшихся в отделе предметов.
Появляются и новые работники (Н.В. Каринцев, К.К. Соловьев, В.К. Лебединский, В.А. Эрлеман, П.А. Ковалев — работавший над упражнением проекционных фонарей, Л.В. Слободской, И.В. Глинка, Э.П. Цытовпч, Ф.Н. Красиков, В.Ф. Трояповсшй, В.И. Попов и др.).
В 1895 г. проф. И.И. Боргман, желая оказать возможно большее содествие отделу, предложил, кроме обычных четверговых заседаний, устраивать еще раз в месяц собрания в физическом институте Университета, где профессора и лаборанты охотно делали сообщения и показывали новые приборы, которые могли быть полезными преподавателям средних учебных заведений. В виду полного успеха этих собраний, они стали назначаться по субботам, что представляло безусловные удобства для провинциальных учителей, приезд которых был разрешен г. Попечителем Санкт-Петербургского учебного округа.
Наибольшее число докладов принадлежало здесь профессорам И.И. Боргману и О.Д. Хвольсону, одновременно с которыми охотно выступали также Б.П. Вейнберг, В.В. Лермантов, равно как и бывшие в то время лаборантами Университета: Ф.Н. Индриксон, А.А. Добиаш, К.К. Баумгарт, А.П. Афанасьев, А.Н. Гиммельман и др.
По мере того, как выяснялся вопрос о рациональной постановке в средних учебных заведениях курсов физики, химии и космографии, все яснее сознавалась отделом необходимость не только лучшего и более соответствующего возрасту учеников преподавания, но и организации самостоятельных практических заняли учеников. Хотя отдел многого добился, чтобы удешевить приборы и устройство опытов, хотя и появилось несколько русских мастерских, но достигнутого было далеко еще недостаточно.
Так как некоторые из членов отдела работали между прочим в комиссиях, назначаемых Главным Управлением высших учебных заведений, то в новых программах, изданных в 1903 г., была принята мысль разделить преподавание физики на три концентра, а именно: в I-м и во II -м классах ознакомить учеников с теми первоначальными опытными понятиями (и практическими работами), которые необходимы для более ясного понимания естественной истории и географии, в III-м и в IV-м классах — ознакомить учеников с простейшими первоначальными сведениями из физики, опытами и практическими работами, которые необходимы для более рационального занятия систематическим курсом и, наконец, V, VI и VII классы, как и прежде, назначались для систематических курсов. Идеи, положенные в основу этих программ, были настолько новы, что даже Главное Управление высших учебных заведений, принявшее эти программы, не решилось ввести их во все кадетские корпуса, а избрало только три корпуса для пробного опыта, дав право остальным корпусам, по мере возможности, устраивать практические занятия для учеников. Через 7 лет, т.е. в 1911 году, результаты прошлого опыта с новыми программами в общем получилось благоприятные и вследствие этого Главное Управление, после некоторых небольших изменений, ввело эти новые программы для всех кадетских корпусов, причем и в курсе космографии было принято весьма серьезное улучшение, а именно: с целью облегчить курс VII класса, было рекомендовано в пределах от I-го до VII-го класса включительно предоставлять ученикам возможность непосредственных наблюдений над небесными светилами, выбирая и распределяя эти наблюдения соответственно возрасту учащихся. Вследствие этого Педагогический Музей немедленно заказал мастерской Императорского Русского Технического Общества коллекцию простых приборов, пригодных для первоначальных наблюдений кадет над телами. Коллекция эта составлена из приборов, выработанных К.В. Дубровскнм, А.Н. Варановым и К.И. Ковалевским. — Одновременно с этим в отделе продолжались работы в прежнем направлении. Так, например, В.И. Попов, сделал несколько докладов о «самоделковом физическом кабинете», — т.е. о приборах, которые могли бы изготовляться не только самим преподавателем, но и учениками под его руководством. Доклад этот был иллюстрирован множеством приборов, изготовленных В.И. Поповым, и встретил большое сочувствие в отделе, причем К.В. Дубровский выразил желание, чтобы с такими и подобными им простыми приборами было ознакомлено возможно большее число мастерских, которые часто не знают, какие приборы необходимы в данное время. С.И. Сазонов и Б.И. Вейнберг, вполне сочувствуя таким приборам, высказывали пожелание, чтобы эти приборы и им подобные изготовлялись мастерскими, потому что преподаватель часто не имеетприборов учениками может быть опасно в том отношении, что ученики слишком увлекутся техникой приготовления, и не будут иметь времени для занятия наукой. В связи с высказанными мыслями находится доклад В.Р. Мрочека «О роли и месте опытов на дешевых приборах в курсе средней школы»; здесь В.Р. Мрочек развивает такой взгляд: курс физики должен состоять из
Против этого доклада возражал С.И. Сазонов, указывавший на невозможность и бесцельность такого резкого разграничивания явлений, потому что и в пропедевтическом курсе необходимо постепенно приучать учеников к количественной стороне явлений. К тому же периоду работы отдела относятся доклады проф. Б.П. Вейнберга о волновой теории света н сообщение 0.Н. Индриксона об опытах для демонстрирования явлений интерференции и дифракции света. И в этих докладах встречались затруднения, указанные сочленами, но все их основные мысли принимались охотно. И.В. Глинка выступил с очень обширным докладом о так называемом «лабораторном» методе преподавания в средней школе 7).
Расширение занятий отдела привело директора Музея 3.А. Макшеева к необходимости видоизменить несколько внутренние помещения Музея для того, чтобы пополнить и освежить Музей новыми приборами по физике, выписанными из заграницы на значительную сумму.
В настоящее время в состав коллекций по физике входят главным образом приборы для прохождения курса физики в средних учебных заведениях; то есть и такие, которые выходят за пределы этого курса, как например, приборы для токов большой частоты и напряжения (опыты Тесла), для обнаружения особенностей магнитного поля переменного тока (опыты Элигю Томсопа), приборы по физической оптике, ртутный насос Геде с принадлежностями и др. Некоторые из приборов по характеру и размерам рассчитаны на применение их не только в классе, но и в большой аудитории, на публичных лекциях (например, индукционная катушка, электрофорная машина, сферические зеркала). Также довольно много приборов старинных, представляющих не малый исторический интерес. Кроме демонстрационных приборов, есть также приборы для практических занятий, например, полный набор приборов по системе Хана.
Помещение, в котором хранится большая часть приборов, обставлено, как небольшая физическая аудитория. Имеется стол для демонстрант, к которому подведены вода, газ, трубки от водоструйного насоса, постоянный и трехфазный токи. Трехфазный ток получается от городской станции, для получения же постоянного тока имеется умформер.
Коллекция по космографии и метеорологии
В физическом кабинете происходят занятая по физике слушателей учительских курсов и заседания отдела механики, физики, химии и космографии и, кроме того, услугами кабинета пользуются некоторые учебные заведения и те учебные команды войсковых частей, в которых нижним чинам сообщаются известные понятия по физике и электротехнике. Время от времени по воскресным дням устраиваются демонстрации и для публики, которые обычно ведет хранитель Музея, Э.Э. Форш.
В отдел пособий по космографии входят:
  1. Школьная астрономическая обсерватория (астрономическая башня переносного типа, астрономическая труба, параллактическая монтировка и пр.).
  2. Космографический кабинет, содержащий в себе:
    1. таблицы, карты и атласы (звездные атласы и карты, планисферы, подвижные таблицы продолжительности дня и ночи, и движения комет и пр.);
    2. приборы заграничных фирм (звездные глобусы, теллурий и планетарий, секстант и пр.) в русских мастерских (подставки для наблюдения биноклем, угломерный прибор, центробежная машина, прибор проф. Глазенапа, прибор для объяснения времен года и т.д.);
    3. самодельные приборы (армиллярная сфера, школьный секстант и квадрант, прибор для нахождения звезд, опыты Фуко, и другие приборы, изготовленные А.И. Барановым; другая часть самодельных приборов сделана К. В. Дубровским (небесная сфера, армиллярная сфера из детских обручей) и Я.И. Ковальскпм (прибор для наблюдения суточного движения светил, для объяснения видимого движения планет и пр.).
  3. Элементарная метеорология.
  4. Элементарная сейсмология.
Такой состав пособий по космографии, сосредоточенных в Педагогическом Музее, объясняется взглядом сотрудников Музея на преподавание этого предмета. По их мнению, «преподавание математической части космографии мало по малу утрачивает прежний «классно-меловой» облик и становится на путь наглядности; учеников все чаще и с большой для них пользой начинают выводить под открытое небо для непосредственного наблюдения небесного свода. Главными препятствиями для применения этого метода являются неизбежность значительных денежных затрат и бедность литературы вопроса, отсутствие подходящих руководств, пособий и указателей. А между тем дорогие приборы, без всякого ущерба для дела, могут быть заменяемы простыми, самодельными приборами, изготовляемыми кустарным способом. С педагогической точки зрения приборы простого устройства имеют даже некоторое преимущество перед дорогими: они не развлекают учеников деталями, вовсе не нужными для понимания основной цели прибора и имеющими значение лишь при точных научных исследованиях, совершенно чуждых школьным занятиям 8).
Устройство физического кабинета Педагогического Музея еще нельзя считать законченными несмотря на сделанные уже затраты, Музей не остановится на них и, по мере возможности, при содействии членов отдела механики, физики, химии и космографии, будет продолжать начатое дело, стремясь завершить его в ближайший срок.


1) В это число не вошли, конечно, приборы, которые по недостатку места на выставке, оставлены были в Музее.
2) Арх. Пед. Музея, № 35, стр. 204.
3) Арх. Пед. Музея, № 27, стр. 54.—Там же, стр. 110, «Обяснительная записка к программе учебника физики».
4) Арх. Пед. Музея, №8 27, стр. 4. См. также «Физика», 1-е прибавление к каталогу Педагогического Музея, СПБ. 1874.
5) Арх. Пед. Музея, № 35, стр. 117.
6) Арх. Пед. Музея, № 35, стр. 206, 266, 297, 306 и 308.
7) Результатом занятий И.В. Глинки в средней школе явилась его книга «Опыты по методике физики. Лабораторные уроки в средней школе.» СПБ., 1911 г.
8) «Каталог экспонатов Педагогического Музея военно-учебных заведений на выставке «Устройство и оборудование школы», 1912 г. стр. 165 —170.