Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Пособiе свое по Физикѣ я назначаю для того, чтобы ученики пользовались имъ при приготовленiи объясненнаго имъ урока послѣ прочтенiя его въ руководствѣ, а также для удобнѣйшаго повторенiя большей или меньшей части пройденнаго курса.—Такое пособiе показалось мнѣ необходимыми для развитiя самостоятельнаго труда учениковъ.
Вѣроятно каждый преподаватель заметилъ, что ученики, даже лучшiе, готовясь изъ Физики, преимущественно стараются памятью схватить то, что должно быть сознано умомъ.—Что это вредно и непроизводительно для развитая ума, въ томъ нѣтъ сомнѣнiя, но иного способа приготовленiя отъ учениковъ нельзя и ожидать, такъ какъ имъ, при изученiи Физики, впервые приходится математическую точность доказательства приложить къ реальнымъ понятнiямъ, которыя выражаются тѣмъ или другимъ образомъ въ непосредственно ошущаемыхъ явленiяхъ.—Числа, буквенные знаки и чертежи имѣютъ въ Физикѣ совершенно иное значение, чѣмъ въ Алгебрѣ и Геометрiи.
Съ каждою буквою, съ каждымъ сочетанiемъ буквъ и съ каждымъ числомь въ Физикѣ связано реальное представлнiе.— Каждая линiя и каждый геометрическиq чертежъ, если онъ не относится къ описанию прибора, представляетъ собою величину какъ бы ощущаемую, такъ какъ понятiе о ней можетъ быть получено только непосредственнымъ измѣренiемъ.
Нельзя ожидать и требовать, чтобы подобный переходъ оть математическихъ положений къ физическимъ совершался въ умѣ ученика самъ по себѣ, также легко, какъ онъ совершается въ умѣ вполнѣ развитаго человѣка.—Умъ требуетъ такаго же воспитанiя, какъ и тѣло, и усвоенiе строгаго логического мышлешя составляетъ для ума то, что здоровье для тѣла; а средствомъ для такого воспнтанiя ума служить самостоятельная его работа.