КРАСИКОВ Федор Назарьевич (1874 -1942)
Места, связанные с жизнью и деятельностью Красикова Ф.Н.
1. Петербургский университет.
2. Гатчинское реальное училище, Гатчинская учительская семинария.
3. Общеобразовательные курсы для взрослых А.С.Черняева.
4. Дом в котором жил Красиков Ф.Н.
5. Государственный институт научной педагогики (ГИНП)
6. Педагогический Институт им. Герцена.
7. Педагогический институт им. Покровского. |
|
Фёдор Назарьевич окончил Петербургский университет
1k) в 1900 году – этот год является началом его педагогической деятельности, продолжавшейся свыше 40 лет.
В дореволюционный период Ф.Н. Красиков долгое время жил и работал в Гатчине: преподавал физику в
Гатчинском реальном училище, в
Гатчинской учительской семинарии2k) – естествознание и географию. В период с 1902-1905 гг. читал лекции на общеобразовательных курсах для взрослых
А.С.Черняева, помещение которых располагалось на Петроградской стороне
3k).
Наибольшее внимание Красикова привлекала идея, что преподавание физики должно быть опытным и наглядным. Идя по пути осуществления этой мысли, Фёдор Назарьевич обратился к конструированию, изготовлению и подбору упрощенных приборов и пособий по физике. Термин «упрощенные» или «самодельные» он определял так: «…под упрощенными приборами я подразумеваю такие приборы, которые могут быть изготовлены под руководством преподавателя силами и средствами средне-оборудованных школьных мастерских. В этом деле преподаватель выступает не строителем приборов, а лишь инициатором и организатором». Здесь он продолжал и развивал дело, начатое до него славной плеядой русских педагогов – физиков прежних времен: Дубровским, Ковальским, Дрентельном, Розенбергом и др.
Свою деятельность в качестве талантливого демонстратора разнообразных опытов с придуманными и сконструированными приборами Фёдор Назарьевич начал 1 января 1914 года
докладом на первом Всероссийском съезде преподавателей физики, химии и космографии.
После 1917 года Фёдор Назарьевич жил в Москве, где состоял преподавателем на различных курсах и рабочих факультетах. Принимал деятельное участие в работе Московского центрального физико-педагогического института, созданного в 1919 году по инициативе А.В. Цингера. Фёдор Назарьевич заведовал в нем Музеем самодельных приборов. Описанию самодельных приборов, имеющихся в Музее посвящен его первый литературный труд
«Упрощенные приборы по физике и опыты с ними», Гос. изд.–Москва,1923. В этой же книге содержится описание новых приборов, сконструированных и испытанных самим Красиковым (блоковые весы; тележка с пушечкой, стреляющей паром; простой прибор для сложения движений под углом, и др.)
В 1924 году он переехал в Ленинград. В адресной книге «Весь Ленинград» находим запись: Красиков Фед. Наз. литерат. препод. 7 Советская, д. 29
4k). В этом же году поступил на службу в
Государственный институт научной педагогики при ЛГПИ им. А.И. Герцена
5k) в звании действительного члена
1) на должность заведующего кабинетом упрощенных физических приборов. Вел работу на курсах повышения квалификации учителей и массовую научно-методическую работу с учителями физики. Фёдор Назарьевич имел полное представление как обстоят дела с кружковой работой в школах Ленинграда, знал лично учителей из разных районов, содействовал распространению их опыта через организацию выставок самодельных приборов в Соляном городке
(см.
рукопись выступления на городской конференции в 1939 г.)
В период с 1924 -1942 гг. Красиков Ф.Н. работал в звании доцента, а потом профессора по методике физики в Педагогическом Институте им. Герцена
6k) и Педагогическом институте им. Покровского
7k). Руководил занятиями студентов по методике и технике школьного физического эксперимента, по изготовлению ими простейших приборов и пособий по физике. В сборнике
«Внешкольная работа по физике», изд. ОБЛОНО, Ленинград. 1936 на стр. 37 размещена статья Фёдора Назарьевича, где он рассказывает о методике организации изготовления самодельных приборов в условиях школы.
Свыше 40 лет напряженной творческой работы в области просвещения и, в частности, по методике физики – таков жизненный путь Фёдора Назарьевича. Обладая большой наблюдательностью, разносторонними знаниями, изобретательностью и целенаправленностью, он всегда живо откликался на все возникавшие новые идеи и вопросы в школьном преподавании. Книги «Колодезь» (1922), «Жилище человека как тепловая лаборатория» (1924) написаны им в связи с идеей комплексного преподавания. «В это время возникли поиски наиболее правильных связей физики с практикой, которая отсутствовала в дореволюционной школе. Вульгаризация этой связи, заключавшаяся в том, что изучение физики стало терять свои цели и было подчинено целям изучения различного рода технических и производственных объектов, привела к ликвидации физики как учебного предмета» (из статьи «Физика в советской школе за 20 лет». Журнал «Физика в школе». №5, 1937).
Литературный талант Фёдора Назарьевича и умение разговаривать с читателем понятными и доступным языком отражены не только в школьных учебниках физики, но и в научно-популярных книгах. В частности, для серии «Рабочая школьная библиотека» (Гос.изд. 1928) Фёдор Назарьевич написал книгу
«Ухо», которая и сейчас не потеряла своей актуальности. В ней объединены сведения из анатомии, гигиены, зоологии, психологии, физики, техники; содержится описания простых опытов, которые учащиеся могут повторить в домашних условиях или в школьном кабинете.
В связи с преподаванием физики Фёдор Назарьевич много внимания уделял экскурсиям. По его мнению школьная физическая теория должна иметь тесную связь с практической деятельностью, окружающей школьника. В последние годы жизни им были разработаны и неоднократно осуществлены экскурсии: «Центральное водяное отопление», «Бассейн для испытания моделей судов», «Музей связи», «Музей военно-морского флота» и др. Подробная методика подготовки и проведения экскурсии на примере экскурсии на небольшой чугунолитейный завод рассмотрена на стр. 113 в книге
«Методика преподавания физики в средней школе» (УЧПЕДГИЗ, 1938).
Простота, душевность, внимательное отношение к людям, удивительная скромность были отличительными качествами Федора Назарьевича и как человека, и как работника. Поэтому с ним так всегда легко, приятно и в высшей степени плодотворно проходила работа в коллективе. Фёдор Назарьевич – один из авторов ряда учебников и методических руководств, написанных коллективом ленинградских методистов:
-
Менн и Твисс. Учебник физики. Перевод с английского, 5-ое издание с дополнительными статьями А.П. Афанасьева и Ф.Н. Красикова. 1927.
-
Красиков Ф.Н. (при участии М.Ю. Пиотровского) Рабочая книга по физике для 5, 6, 7 годов обучения трудовой школы, 1929.
-
Кельзи Е.Н. и Красиков Ф.Н. Самодельные физические приборы (их конструкция и опыты с ними), 1 выпуск, 1929.
Свыше 40 лет напряженной творческой работы в области просвещения и, в частности, по методике физики – таков жизненный путь Ф.Н. Красикова.
Скончался известный педагог и методист-физик в дни блокады в Ленинграде.
Некоторые приборы, сконструированные Ф. Н. Красиковым (по Знаменскому П.А.)
1. Трубка, наполненная жидкостью, с шариком. (Равномерное движение.)
2.
Тележка для иллюстрации сложения движений, нлправленных по прямой линии.
3. Прибор для иллюстрации сложения дыижений, направленных под углом друг к другу.
4. То же для сложения колебательного движения с равномерным.
5. То же для двух колебательных движений.
6. Шары на нити (одинаковых и разных масс) для иллюстрации законов Ньютона.
7. Тележка с пушечкой, стреляющей паром.
о. Прибор для иллюстрации зависимости: fs = mv
2/2 (модель копра).
9.
Маятник Максвелла (с дополнениями).
10.
Вращательная машина с серией дополнительных приборов.
11. Видоизменение опыта "мертвая петля".
12. Прибор для определения козфициента трения сыпучих тел.
13. Двойные пружинные весы.
14. Модель крутильных весов.
15. Модель весов с верхними чашкаии (Роберваля).
16. Усовершспствова»пая модель нитяных весов.
17. Модель винта (Для определения к. п. д.).
18. Приборы с маятниками для наблюдения механического резонанса.
19.
Шнурковый прибор для иллюстрации волнового движения.
20.
Дощечки с гвоздиками для демрнстрации давления.
21. Разрезанная и вновь сложенная краями бутылка (всесто магдебургских полушармй).
22. Прибор для демонстрации падения давления воздуха в трубках, по которым он движется.
23. Прибор с проволокой для демонстрации силы сжатия при охлаждении тела.
24. Модель поляризационного прибора (по Норрен5ергу).
25. Школьный астрономический угломер.
26. Прокционный глобус.
27. Небесный глобус.
28. Звездцын фотометр.
Статья Знаменского П.А.
«Ф.Н. Красиков» (к пятилетию со дня смерти).
1) По положению действительный член вел самостоятельную исследовательскую работу по заданию Правления и ученого совета ГИНП; из их числа назначались заведующие (секций, отделений, кабинетов) и председатели разных комиссий.