НАЗАД Тепловой амперметр

Раньше в средней школе рассматривались все устройства для измерения силы тока и напряжения в основе работы, которых лежали известные действия электрического тока, в том числе: тепловое (амперметр) и химическое (вольтáметр1). Тема была исключена из программы по физике в 60-ые годы ХХ века.
Приборы остались и вошли в коллекцию демонстрационных электроизмерительных приборов Педагогического музея СПб АППО. Коллекция состоит из двух частей:
I. Раритетные приборы, изготовленные до 1917 года за рубежом: зеркальный гальванометр, универсальный гальванометр, амперметр и вольтметр системы Кольрауша.
II. Приборы отечественного производства:
Амперметр демонстрационный.
– Тепловой амперметр.
Амперметр с гальванометром.
Гальванометр универсальный.
Прибор конструкции Торопова, выпущен в Киеве на фабрике № 10, входящей в состав Украинского треста учебных пособий «УКП УССР». Трест за годы второй пятилетки (1933 –1937) внес большой вклад в обеспечение советских школ учебными пособиями.

Лицевая сторона прибора Обратная сторона прибора

Корпус прибора деревянный, покрыт лаком; на основании закреплены два зажима, соединенные с находящимися внутри толстыми медными проводами, свитыми в спираль.
На шкале: слева внизу серийный номер 256; справа вверху указание, что амперметр рассчитан на постоянный и переменный ток; шкала не равномерная; предел измерения 3 А; точность прибора низкая.
Из этого можно сделать вывод, что прибор не предназначался для измерений, а только для демонстрации принципа действия и индикации тока в цепи.
Общие габариты прибора: 20 см×14 см×28 см. Прибор не работает.

Органайзер исследователя
1. Изучите рисунки 1 и 2 из школьных учебников физики, на которых изображена схема теплового амперметра. Сопоставьте с фотографией рабочей части прибора в увеличенном виде. Затем выполните несколько заданий.

Рис.1. Из учебника для 7 класса Г.И. Фалеева и А.В. Перышкина, 1947. Рис.2. Из учебника для 10 класса И.И. Соколова, 1948.


Фото рабочей части прибора

– Определите в каком классе мог демонстрироваться данный прибор? Поясните на основании каких признаков Вы сделали свой выбор.
– Используя знания физики, объясните устройство и принцип действия теплового амперметра. Подсказка на стр.83 здесь
– Как Вы думаете, для чего к тонкому проводнику АВ параллельно присоединён спирально свитый провод (хорошо виден в верхней части фотографии)?
– Узнайте, применяются ли в настоящее время тепловые амперметры и вольтметры? Если да, то для каких целей?
2. В XXI веке тепловой амперметр уже можно отнести к музейным предметам, таким как амперметр и вольтметр системы Кольрауша. Изучите информацию о демонстрационных приборах и определите у какого из них в большей степени выражены свойства музейного предмета: 1) информативность (источник сведений об исторических событиях, культурных, социальных и природных явлениях); 2) способность привлекать внимание внешними признаками (форма, размер, цвет, дизайн и т.п.); 3) вызывать ассоциации и ощущение сопричастности к определенным событиям, фактам, явлениям.

1) Ударение на «а».
Рейтинг@Mail.ru