НАЗАДНеравноплечий рычаг

Первый взгляд на внешний вид учебного прибора (рис. 1) вызывает однозначное определение - это весы. Неравноплечие рычаги издавна применялись в римских весах. Возникла необходимость вспомнить устройство римских весов (рис.2)

Рисунок 1. Первоначальный вид учебного прибора. Общие габариты: высота 43 см, длина 48 см, ширина 20 см. Страна производитель не определена. Конец XIX века.
Рисунок 2. Римские весы

Сопоставление изображений на рис.1 и 2 сразу приводит к выводу, что учебный прибор не римские весы. Хотя некоторое сходство есть: неподвижная точка опоры, измеряемый груз размешается на коротком массивном плече коромысла.
Возникло новое предположение, что это демонстрационный прибор. выполненный в форме весов, для изучения свойств неравноплечего рычага. После подробного осмотра прибор, как нам кажется, был приведен почти в первоначальный вид (рис.3); утеряны чашка куда класть гирьки и муфта, предназначенная для подвешивания чашки.
При неизменном положении чашки и муфты (см. рис.3) на опыте установлено отношение плеч рычага - 2,5. Весы достаточно чувствительные. т.к. центр тяжести коромысла сосредоточен в коротком однородном латунном плече; и судя по форме плеча расположен довольно близко к точке опоры.
При неизменном положении муфты, наличие двух петель на коротком плече, позволяет менять положение чашки относительно точки опоры, что дает возможность обнаружить связь между длиной плеча и приложенной силой. Кроме того, с помощью прибора можно продемонстрировать один из способов двойного взвешивания (см. задачу ниже).

Рисунок 3. Рычаг в рабочем состоянии. Для уравновешивания рычага на длинном плече установлена подходящая муфта, на чашку положена свинцовая пластина.

Органайзер исследователя
1. В руководстве по физике для гимназий и реальных училищ (1894 г) на стр. 158 дана задача о взвешивании на неравноплечих весах. Решите её.

При затруднении обратитесь за подсказкой по ссылке
https://yandex.ru/video/preview/13411296193885187051 или см. ниже:


2. Сконструируйте прибор и проверьте с его помощью, что центр тяжести коромысла весов влияет на его равновесие. Проколите пробку тремя вязальными спицами, как показано на рисунке 4. Поместите концы одной спицы на два одинаковых стакана. Эта спица будет представлять ось коромысла. Спица АВ изображает само коромысло. Опуская или поднимая спицу CD, можно менять положение центра тяжести всей системы.
Рисунок 4.

Рейтинг@Mail.ru