Линза со сферической аберрациейНачнем с повторения понятия «сферическая аберрация». Воспользуемся учебниками физики для гимназий конца 19 века:
Историческая справка. Известно, что с 1902 по 1913 гг. для офицеров - кандидатов в преподаватели кадетских корПедагогический Музей ВУЗпусов организовывал 2-х годичные курсы. Будущие преподаватели физики на практических занятиях изучали оборудование кабинета физики и самостоятельно выполняли разнообразные опыты. Первые опыты с прибором показали, что вместо свечи нужен более мощный источник света, например, диодная лампа-прожектор. Чтобы провести наблюдения источник света закрепляем в верхней части лабораторного штатива, линзу ставим на основание штатива и поворачиваем плоской стороной к прожектору, под линзой размещаем лист белой бумаги/экран, на котором формируется изображение (рис.4). Если на линзу положить лист черной бумаги с отверстием около 3 мм, то картина на экране меняется (рис.5)
Органайзер исследователя 1. Используя, аутентичный текст учебников 19 века, сформулируйте своими словами картину, полученную на экране, см. рис.4. 2. На рисунке 5 показан способ исправления недостатка (сферической аберрации) данной линзы. Объясните механизм действия диафрагмы - листа черной бумаги с отверстием. 3. Объясните, зачем линзу нужно повернуть плоской стороной к источнику света. |