Прибор для демонстрации равновесия рычага
При атрибутировании старинного прибора в каталогах удалось найти рисунки прибора и его короткую характеристику: латунный рычаг с переставляемой средней осью, на штативе из орехового дерева с передвигающимся блоком и гирями (утеряны).
Для уточнения учебного назначения установки пришлось обратиться к учебникам физики для гимназий начала ХХ в. Таблица 1.
Номенклатура тем раздела «Статика»
Анализ содержания раздела «Статика» учебников физики начала ХХ века (см. таблица 1) показывает, что сначала дается общее представление о силе в отрыве от законов динамики Ньютона. Затем подробно рассматривается действие на тело нескольких сил и выводятся законы сложения сил, которые определяют правила нахождения величины, направления и точки приложения равнодействующей. Выведенные законы сложения сил применяются для объяснения действия рычагов разного рода. Таким образом, можно утверждать, что прибор позволяет продемонстрировать условия равновесия рычага первого рода при разном количестве действующих параллельных сил; благодаря возможности перестановки средней оси можно определить вес латунного рычага и проверить условия равновесия рычага второго рода. В период формирования советского школьного образования в курс физики ср6едней школы было введено понятие – момента силы[1], которое позволило с общей точки зрения изучать сложение, разложение и равновесие сил, действующих на твердые тела. Такой подход в преподавании статики применяется и в настоящее время, что значительно сокращает объем изучаемого материала и облегчает работу учителя. Органайзер исследователя 1. Внимательно рассмотрите рисунки 2 и 3. Дайте названия рисункам, используя таблицу 2 (поставьте любой символ в соответствующую ячейку). Обоснуйте свой выбор. Таблица 2.
2. Решите задачи на сложение и разложение параллельных сил из выпуска № 6 «Гимназия на дому»,1917. Подсказка: сделайте рисунок. Ответ: Q = 100 гр. P = 500 гр. Ответ: R приложена в точке О, расстояние которой от большей силы равно 3 дюйма. [1]Предложено Н.В. Кашиным в «Методике физики», 1922 г.
|