Прибор для демонстрации равновесия рычагаНАЗАД

Рисунок 1. Внешний вид прибора. Длина рычага 46 см; расстояние между штырьками 5,5 см.
Общие габариты прибора в см: 32×15×26. Начало ХХ века. Изготовитель не установлен.

При атрибутировании старинного прибора в каталогах удалось найти рисунки прибора и его короткую характеристику: латунный рычаг с переставляемой средней осью, на штативе из орехового дерева с передвигающимся блоком и гирями (утеряны).


Для уточнения учебного назначения установки пришлось обратиться к учебникам физики для гимназий начала ХХ в.
Таблица 1.
Номенклатура тем раздела «Статика»

«Курс физики для средних учебных заведений», К. Краевич. 1903 Подписное издание «Гимназия на дому» для заочного изучения курса физики. 1917
Направление силы и точка ее приложения. Изображение сил. Равновесие. Равнодействующая сила. Сложение сил, действующих по прямой линии. Параллелограмм сил. Разложение сил. Перенесение точки приложения силы. Сложение двух параллельных сил, направленных в одну сторону. Разложение параллельных сил. Сложение двух параллельных сил, направленных в противоположные стороны. Пара сил. Центр параллельных сил. Прямолинейный рычаг 1-ого и 2-ого рода в случае параллельных сил.
Твердое тело. Графическое изображение сил. Действие нескольких сил на одно тело. Сложение сил, приложенных к одной точке тела, Разложение сил. Перенесение точки приложения силы по её направлению. Сложение и разложение параллельных сил. Сложение параллельных сил, направленных в разные стороны. Пара сил. Рычаги. Применение рычагов.

Анализ содержания раздела «Статика» учебников физики начала ХХ века (см. таблица 1) показывает, что сначала дается общее представление о силе в отрыве от законов динамики Ньютона. Затем подробно рассматривается действие на тело нескольких сил и выводятся законы сложения сил, которые определяют правила нахождения величины, направления и точки приложения равнодействующей. Выведенные законы сложения сил применяются для объяснения действия рычагов разного рода.
Таким образом, можно утверждать, что прибор позволяет продемонстрировать условия равновесия рычага первого рода при разном количестве действующих параллельных сил; благодаря возможности перестановки средней оси можно определить вес латунного рычага и проверить условия равновесия рычага второго рода.
В период формирования советского школьного образования в курс физики ср6едней школы было введено понятие – момента силы[1], которое позволило с общей точки зрения изучать сложение, разложение и равновесие сил, действующих на твердые тела. Такой подход в преподавании статики применяется и в настоящее время, что значительно сокращает объем изучаемого материала и облегчает работу учителя.

Органайзер исследователя
1. Внимательно рассмотрите рисунки 2 и 3. Дайте названия рисункам, используя таблицу 2 (поставьте любой символ в соответствующую ячейку). Обоснуйте свой выбор.
Таблица 2.
Рисунок Равновесие рычага 1-ого рода Равновесие рычага 2 -ого рода
№ 2    
№ 3    

2. Решите задачи на сложение и разложение параллельных сил из выпуска № 6 «Гимназия на дому»,1917. Подсказка: сделайте рисунок.

Ответ: Q = 100 гр. P = 500 гр.


Ответ: R приложена в точке О, расстояние которой от большей силы равно 3 дюйма.

Рейтинг@Mail.ru