ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК «САМОДЕЛЬЩИНА»Аннотация: дано краткое описание экспозиции музейного блока и методика проведения занятия с предметами экспозиции.Физический экспозиционный блок был открыт в мае 2013 года в результате сотрудничества преподавателей кафедр физико-математического и культурологического образования. Небольшая экспозиция «Самодельщина» находится в комнате для преподавателей кафедры физико-математического образования и занимает две полки в шкафу. В экспозиции представлена стеклянная посуда, которая сохранились с того времени, когда в Педагогическом музее проводились наглядные беседы по естественной истории и географии с детьми 10-14 лет. Коллекция объединяет предметы, которые широко использовались в быту (аптечные пузырьки, стекло для керосиновых ламп, спиртовки, воронки и тому подобное). Понимая, что изучение физики должно базироваться на эксперименте, учителя-методисты были вынуждены изготавливать наглядные пособия (физические приборы) сами, используя самое простое оборудование, приобретая его в аптеках, кожевенных мастерских, на складах химической посуды. Идея необходимости введения в школьную практику простейших наглядных опытов отражена в названиях ниже перечисленных пособий, которые послужили информационным полем для сбора коллекции физического экспозиционного блока.
По аутентичным текстам книги Я.И. Ковальского на базе экспозиционного блока «Самодельщина» регулярно проводится занятие –«Реконструкция наглядной беседы с учащимися начальной школы». Занятие посетили учителя предметов естественнонаучного цикла, руководители школьных музеев, учащиеся основной школы. Каждый раз работа с музейными объектами вызывала интерес посетителей экспозиции, т.к. им предоставлялась возможность погрузиться в учебную обстановку конца ХIX века; побыть в роли ученика или учителя; ощутить изменения, произошедшие с письменной речью, понять, что физика познаваемый предмет. Цель занятия: освоение простых методических приемов, дающих представление о том, как и в каком объеме, следует вести беседы с детьми о физических явлениях. Задачи:
Этапы занятия
Так же легко переносится в условия урока музейно-педагогическая технология изучения и описания физического тела, например, колбы со следами термической обработки, самодельным отводом и несмываемыми осадками внутри неё на дне и стенках. Первый шаг - «Что перед нами?» предполагает исследование внешних признаков предмета: размер, форма, цвет, вещество, «конструктивные» особенности позволяют определить свойства предмета, классифицировать его среди подобных объектов. Выполнение первого шага алгоритма учит пристально вглядываться в объекты живой и неживой природы, выявлять признаки, находить сходства и отличия, делать выводы. Следующий этап - «Как это работает? Как это сделано? Как это используется?» предполагает проникновение в суть предмета, выяснение тех законов, закономерностей, научных фактов, которые призван продемонстрировать данный экспонат. Наиболее сложная стадия работы с музейным экспонатом – «Для чего?» связана с тем, чтобы определить роль и значение демонстрируемых с его помощью процессов для развития культуры в целом. Как правило, реализация этого этапа работы с музейным предметом требует привлечения разнообразного дополнительного материала, позволяющего взглянуть на исследуемый объект с иной непривычной стороны. В качестве подобного материала могут служить изображения, тексты, видео- и аудио-фрагменты. Описанные выше, музейно-педагогические приемы организации работы на экспозиции является примером того как музейная среда из «учебного пособия» для рассматривания трансформируется в пространство общения и приобретения личностного опыта. Приложение Учебно-методические тексты из книги Я. И. Ковальского «Сборник первоначальных опытов, при помощи, которых можно познакомить детей с самыми простыми физическими и химическими явлениями».
«Что касается того, какимъ образомъ слъдуетъ пользоваться предлагаемой нами книгой, то прежде всего считаемъ необходимымъ предупредить, что эта книга только въ ръдкихъ случаяхь можетъ быть дана въ руки самимъ дътямъ; вообще же она предназначается для тъхъ, кто будетъ руководить занятiями дътей. Правда, при описанiи опытовъ и при нзложенiи тъхъ заключенiй, которые могутъ быть сделаны изъ указанныхъ опытовъ, мы старались говорить возможно болъе простымъ языкомъ, доступнымъ даже детскому понiманiю; но мы сделали это только для того, чтобы дать понятiе о томъ, въ какомъ роли, и въ какомъ объемъ слъдуетъ вести беседы съ дътьми о тъхъ или другихъ физическихъ явленiяхъ. Затъмъ мы позволяемъ себъ рекомендовать слъдующiй порядокъ занятiй: когда зайдетъ ръчь о томъ или другомъ явленiи и явится необходимость произвести какой либо опытъ, то прежде всего слъдуетъ дать дътямъ разсмотръть приборъ для того, чтобы они ясно поняли назначънiе каждой части прибора; затъмъ слъдуетъ произвести опытъ, предложивши дътямь наблюдать результаты опыта; и послъ этого при помощи беседы по поводу опыта можно помочь дътямъ вывести всъ заключенiя, вытекающiя изъ даннаго опыта; при этомъ весьма полезно приучать дътей срисовывать вь тетрадь тъ приборы, съ которыми производились опыты, и записывать (вь самыхъ краткихъ словахъ) тъ результаты, къ которымъ эти опыты привели. Въ началъ такой порядокъ занятiй будетъ отнимать очень много времени, но потомъ, когда дъти привыкнугь къ работъ, дъло пойдетъ довольно быстро. Cpисолвыванiе приборовъ детьми полезно между прочпмъ въ томъ отношенiи, что будетъ приучать дътей понимать различные чертежи и рисунки физическихъ приборовъ, а записыванiе результатовъ опыта будетъ давать дътямъ возможность лучше помнить то, что имъ было показано.» |