НАЗАД
ЭКСПОЗИЦИОННЫЙ БЛОК «САМОДЕЛЬЩИНА».
Аннотация: дано краткое описание экспозиции музейного блока и методика проведения занятия с предметами экспозиции.

Физический экспозиционный блок был открыт в мае 2013 года в результате сотрудничества преподавателей кафедр физико-математического и культурологического образования. Небольшая экспозиция «Самодельщина» находится в комнате для преподавателей кафедры физико-математического образования и занимает две полки в шкафу.
В экспозиции представлена стеклянная посуда, которая сохранились с того времени, когда в Педагогическом музее проводились наглядные беседы по естественной истории и географии с детьми 10-14 лет.
Коллекция объединяет предметы, которые широко использовались в быту (аптечные пузырьки, стекло для керосиновых ламп, спиртовки, воронки и тому подобное).
Понимая, что изучение физики должно базироваться на эксперименте, учителя-методисты были вынуждены изготавливать наглядные пособия (физические приборы) сами, используя самое простое оборудование, приобретая его в аптеках, кожевенных мастерских, на складах химической посуды.
Идея необходимости введения в школьную практику простейших наглядных опытов отражена в названиях ниже перечисленных пособий, которые послужили информационным полем для сбора коллекции физического экспозиционного блока. На полках «музея в шкафу» можно увидеть несколько самодельных приборов, которые были переданы в физический отдел учителями-разработчиками, например, подставка для укрепления легких предметов Н.С. Дрентельна, отливной сосуд К.В. Дубровского, прибор ошибки на параллакс П.А. Знаменского и др.
Подставка для укрепления легких предметов. «В центре куска гладкой доски высверливается отверстие(не насквозь); в него туго вгоняется просверленная предварительно пробка, в которую вставляется стеклянная трубочка с насаженной на неё пробкой»
В большом цветочном горшке или металлическом ведерке проведена трубочка около самой станки. Если в горшке есть готовое отверстие, желательно им воспользоваться, то трубочку надо изогнуть так,  как показано на рисунке.
Одно из первых отечественных пособий по физическому демонстрационному эксперименту Якова Игнатьевича Ковальского не потеряло своей актуальности и в настоящее время, так как в нем «указан материал для занятий с детьми, а преподавателям и воспитателям предоставляется возможность решать» в каком частном случае, какие опыты следует выбрать в конкретных условиях. За сто с лишним лет не устарело и физическое содержание книги, т.к. из обширной области физических явлений автором выбраны такие явления, которые доступны детскому пониманию, и в тоже время готовят детей к занятиям по географии, физике, химии.
По аутентичным текстам книги Я.И. Ковальского на базе экспозиционного блока «Самодельщина» регулярно проводится занятие –«Реконструкция наглядной беседы с учащимися начальной школы». Занятие посетили учителя предметов естественнонаучного цикла, руководители школьных музеев, учащиеся основной школы. Каждый раз работа с музейными объектами вызывала интерес посетителей экспозиции, т.к. им предоставлялась возможность погрузиться в учебную обстановку конца ХIX века; побыть в роли ученика или учителя; ощутить изменения, произошедшие с письменной речью, понять, что физика познаваемый предмет.
Цель занятия: освоение простых методических приемов, дающих представление о том, как и в каком объеме, следует вести беседы с детьми о физических явлениях.

Задачи: Ресурсы: учебно-методические тексты из книги Я. И. Ковальского (см. Приложение); предметы коллекции.

Этапы занятия
Описанная технология может быть использована на уроке физики при организации урока-практикума. Текст учебника с картинками, набор типового лабораторного оборудования, музейно-педагогические приемы – урок сконструирован.
Так же легко переносится в условия урока музейно-педагогическая технология изучения и описания физического тела, например, колбы со следами термической обработки, самодельным отводом и несмываемыми осадками внутри неё на дне и стенках.
Первый шаг - «Что перед нами?» предполагает исследование внешних признаков предмета: размер, форма, цвет, вещество, «конструктивные» особенности позволяют определить свойства предмета, классифицировать его среди подобных объектов. Выполнение первого шага алгоритма учит пристально вглядываться в объекты живой и неживой природы, выявлять признаки, находить сходства и отличия, делать выводы.
Следующий этап - «Как это работает? Как это сделано? Как это используется?» предполагает проникновение в суть предмета, выяснение тех законов, закономерностей, научных фактов, которые призван продемонстрировать данный экспонат.
Наиболее сложная стадия работы с музейным экспонатом – «Для чего?» связана с тем, чтобы определить роль и значение демонстрируемых с его помощью процессов для развития культуры в целом. Как правило, реализация этого этапа работы с музейным предметом требует привлечения разнообразного дополнительного материала, позволяющего взглянуть на исследуемый объект с иной непривычной стороны. В качестве подобного материала могут служить изображения, тексты, видео- и аудио-фрагменты.
Описанные выше, музейно-педагогические приемы организации работы на экспозиции является примером того как музейная среда из «учебного пособия» для рассматривания трансформируется в пространство общения и приобретения личностного опыта.

Приложение
Учебно-методические тексты из книги Я. И. Ковальского «Сборник первоначальных опытов, при помощи, которых можно познакомить детей с самыми простыми физическими и химическими явлениями».
« …взять какую бы то ни было склянку,закупорить ее пробкой,в которую вставлена прямая стеклянная трубка, и затем – перевернувши прибор трубкою вниз - погружать ее в таком положении в воду: сжатие будет гораздо заметнее».
«Закройте пальцемъ узкiй конецъ стекмянной воронки и погружайте ее въ воду такъ, какъ показано на рисункъ, — вода внутрь воронки не войдетъ, потому что въ воронкъ находится воздух, которому нътъ, выхода. Ксли вы откроете узкiй конець воронки, то вода свободно станетъ входить въ воронку, потому что воздухъ. можетъ, теперь выходить изъ воронки.
Слъдовательно, воздухъ находится не только въ такой посудъ, которая имъетъ дно (какъ, напримъръ стаканъ, бутылка, чашка и т. п.), но и въ тaкой, которая не имъетъ дна, какъ, напр., воронка.»
«Возьмите толстую стеклянную трубку около 6–8 вершков длины и один конец ея закупорьте пробкой, в которую вставлена небольшая тоненькая трубочка с оттянутым концом; трубочка эта должна быть вставлена так, чтобы оттянутый конец ея был направлен внутрь толстой трубки. Если теперь эту толстую трубку вы погрузите в высокий стакан с водой так, как представлено на рисунке, то со дна трубки будет бить вверх струя воды в виде фонтана».
«Наденьте на yзкiй конецъ воронки резиновую трубку съ стекляннымъ наконечникомъ и опустите этот, наконечннкъ въ стаканъ съ водой, а затъмъ и самую воронку начните погружать въ другой стакаиъ съ водой такъ, какъ это показано на рис.: тогда дъти ясно замътятъ, что изъ стекляннаго наконечника выходитъ воздухъ по мъръ того, какъ вода входитъъ въ воронку.»
«Если вытягивать воздух из правой трубки, то «мешочек будет сильно раздуваться и может занять всю колбу,потому что по мере высасывания воздуха из колбы, давление его на резиновый мешочек будет уменьшаться и вследствии этого наружный воздух будет врываться в резиновый мешочек и растягивать его во все второны. Наоборот, начните вдувать воздух в колбу, и резиновый мешочек станет сжиматься может окончательно сплющится,потому что давление воздуха,окружающаго мешочек, постоянно врозрастает»
«Если стеклянный наконечникъ резиновой трубки вы направите на пламя свъчи, то при погруженiи воронки въ воду воздухъ, выходящiй изъ трубкн, будетъ дуть на свъчу какъ вътеръ и отклонить пламя такъ, какъ это показано на рисункъ.»

«Что касается того, какимъ образомъ слъдуетъ пользоваться предлагаемой нами книгой, то прежде всего считаемъ необходимымъ предупредить, что эта книга только въ ръдкихъ случаяхь можетъ быть дана въ руки самимъ дътямъ; вообще же она предназначается для тъхъ, кто будетъ руководить занятiями дътей. Правда, при описанiи опытовъ и при нзложенiи тъхъ заключенiй, которые могутъ быть сделаны изъ указанныхъ опытовъ, мы старались говорить возможно болъе простымъ языкомъ, доступнымъ даже детскому понiманiю; но мы сделали это только для того, чтобы дать понятiе о томъ, въ какомъ роли, и въ какомъ объемъ слъдуетъ вести беседы съ дътьми о тъхъ или другихъ физическихъ явленiяхъ.
Затъмъ мы позволяемъ себъ рекомендовать слъдующiй порядокъ занятiй: когда зайдетъ ръчь о томъ или другомъ явленiи и явится необходимость произвести какой либо опытъ, то прежде всего слъдуетъ дать дътямъ разсмотръть приборъ для того, чтобы они ясно поняли назначънiе каждой части прибора; затъмъ слъдуетъ произвести опытъ, предложивши дътямь наблюдать результаты опыта; и послъ этого при помощи беседы по поводу опыта можно помочь дътямъ вывести всъ заключенiя, вытекающiя изъ даннаго опыта; при этомъ весьма полезно приучать дътей срисовывать вь тетрадь тъ приборы, съ которыми производились опыты, и записывать (вь самыхъ краткихъ словахъ) тъ результаты, къ которымъ эти опыты привели. Въ началъ такой порядокъ занятiй будетъ отнимать очень много времени, но потомъ, когда дъти привыкнугь къ работъ, дъло пойдетъ довольно быстро. Cpисолвыванiе приборовъ детьми полезно между прочпмъ въ томъ отношенiи, что будетъ приучать дътей понимать различные чертежи и рисунки физическихъ приборовъ, а записыванiе результатовъ опыта будетъ давать дътямъ возможность лучше помнить то, что имъ было показано.»

Рейтинг@Mail.ru