Прибор состоит из двух катушек и позволяет наладить серию опытов при изучении явления электромагнитной индукции (рис.1 - 2). Катушка А имеет большое число витков тонкого провода (диаметр 0, 2 мм). Внутрь этой катушки вставляется катушка В с малым числом витков толстой проволоки (диаметром 0,8 мм). Вот что пишет Галанин Д.Д. в четвертом томе
«Физический эксперимент в школе» про катушку А: «Главное ее достоинство заключается в том, что она рассчитана на
стрелочный демонстрационный гальванометр и дает максимально возможный эффект».
Для проведения опытов, кроме приборов, изображенных на рисунке 3, может потребоватся реостат и магнитная стрелка.
 |
 |
| Рисунок 1. «Индукционная» катушка А, В и сердечник, который состоит из пучка железных отожженных проволок. |
Рисунок 2. Катушки намотаны на деревянные каркасы. Высота малой катушки 11 см, большой – 9 см. Сердечник не сохранился. 1930-ые. |
 |
| Рисунок 3. Внешний вид приборов, которыми пользовались учителя физики в 1930-ые годы. |
С
развитием промышленного производства наглядных учебных пособий менялся внешний вид «индукционной» катушки при сохранении её технических параметров (рис. 4 - 5).
 |
 |
| Рисунок 4. «Индукционная» катушка. На деревянном каркасе каждой катушки указано число витков, сопротивление проволоки, место изготовления; завод Физэлектроприбор, Москва. 1940-ые. |
Рисунок 5 |
В 1950-ые годы «индукционная» катушка была модифицирована следующим образом: деревянные каркасы заменили на пластмассовые, поменяли расположение пластмассовых клемм; у катушек поверх обмотки навили 2 - 3 оборота толстой проволоки, не включенной в основную цепь, чтобы было наглядно видно в каком направлении идет обмотка провода на каждой катушке; без чего правило правой руки не установить (рис.5). К началу 1970-ых выпуск прибора прекратили, т.к. все демонстрации можно было проделать с катушками от
разборного универсального трансформатора.
Органайзер исследователя
1. Рассмотрите рисунок 3. Проведите его исследование, опираясь на алгоритм: Что вы видите? Перечислите объекты, изображенные на рисунке. Для чего они предназначены? Перечислите признаки, по которым Вы это определили. Что вы можете узнать по рисунку о явлении (внешние признаки, условия протекания, как воспроизвести в лабораторных условиях, сущность явления, связь с другими явлениями, количественные характеристики явления)? Что помогает, а что мешает нам это увидеть?
2. Посмотрите видео, где в опытной установке используются приборы, выпущенные после 1970 года. Предложите возможные варианты наблюдения разных случаев явления электромагнитной индукции с применением приборов, показанных в видео:
https://ya.ru/video/preview/16407404789148162347