Термометры капиллярные демонстрационные |
В фондах Педагогического музея СПб АППО и кабинета физики СПб АППО хранится большая коллекция учебного физического оборудования, изготовленного разными немецкими фирмами в XIX – начале ХХ вв.: Гартман и Браун в Франкфурте, Эрнеке в Берлине, больше всего приборов фирмы Макс Коль в Хемнице. Например, по разделу «Тепловые явления» определены: прибор для демонстрации диффузии и демонстрационный термометр системы Мюллера (C.G. Muller). Жидкостный капиллярный термометр с внутренней шкалой (см. фото1) совпадает с описанием термометра из каталога фирмы «Макс Коль в Хемнице» № 50 за 1911 год. ![]() Фото 1. Внешний вид термометра системы Мюллера.
![]() ![]() Примечание: в каталоге той же фирмы № 21 за 1905 год описания данного термометра нет. Дополнительную информацию нашли в каталоге № 27 «Мейзер и Мертиг. Дрезден-N» за 1911 г. ![]() Демонстрационный термометр док. Мюллера с темной начинкой и широко видимым разделением, которое может быть выполнено в различных цветах, длиной около 52 см, пределы от –20°C до + 150°C. ![]() ![]() Разработкой физических приборов в РСФСР занимался НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН, Москва. Впервые сведения о демонстрационном капиллярном термометре появились в книге А.А. Покровского и др. «Демонстрационные опыты по физике» (изд. 1954). Прибор на тот период времени не выпускался промышленностью и существовал как опытный образец, прошедший апробацию в 315 школе Москвы. ![]() Только через двадцать лет измерительный прибор под названием «Термометр демонстрационный жидкостный» стал выпускаться Главучтехпромом (см. фото 2) с некоторыми изменениями. Назовем те из них, которые не определить по изображению прибора: серная кислота в трубке заменена безопасной жидкостью; рейка для крепления трубки увеличена до 96 см; для крепления прибора в штативе имеется небольшой съемный стержень. ![]() Фото 2. Демонстрационный термометр учебный. ![]() Органайзер исследователя 1. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Покажите взаимосвязанность приборов, изготовленных в разное время и в разных государствах. 2. Используя материал статьи и дополнительную информацию, проиллюстрируйте справедливость диалектического закона «отрицание отрицания», который заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. |
|