О производстве наглядных пособий по физике в советское время
(1944 – 1991)
Основные источники информации:
– Галанин Д.Д., Экспериментальная база преподавания физики в советской школе за 40 лет, журнал «Физика в школе» №4, 1957.
– Чулков С.В., Учебно-техническая промышленность к 40-летию Великого Октября, журнал «Физика в школе» №4, 1957.
– Покровский А.А. Развитие школьного физического эксперимента и приборостроения, журнал «Физика в школе» №5,1967.
– Зворыкин Б.С. Система учебного эксперимента по физике и учебное оборудование, журнал «Физика в школе» №1,1969.
– Покровский А.А., Румянцев И.М. Успехи развития современного приборостроения и школьного физического эксперимента, журнал «Физика в школе» №5, 1977.
Школьное приборостроение по физике в нашей стране имеет свою историю развития. Еще в дореволюционной России существовало несколько частных фирм, которые занимались и изготовлением, и продажей различных физических приборов и другого школьного оборудования. После революции все частные предприятия, занимавшиеся школьным приборостроением были национализированы и постепенно собраны в более или менее крупные объединения. Однако техническое оснащение в большинстве этих объединений развивалось сравнительно слабо. По методам освоения и выпуска новых приборов и оборудования они оставались почти на прежнем дореволюционном уровне учебного оборудования.
Таким образом, серьезно встал вопрос о необходимости создать крупное, мощное и технически оснащённое государственное объединение по производству учебного оборудования. Этот вопрос разрешился весьма важным правительственным постановлением, на основании которого в конце 1933 года производство учебного оборудования было передано в ведение Наркомпроса РСФСР; при котором организовались «Главучтехпром» - главное управление предприятиями учебно-технического оборудования и «Главснабпрос» - главное управление по снабжению.
Однако, не сразу удалось дать школам все необходимое. В средней школе с 1926 года были введены обязательные лабораторные работы, но старая система выпуска отдельных самостоятельных приборов для демонстраций явно не способствовала развитию нового метода обучения. С другой стороны, общая плановая система снабжения школ требовала установления тех или иных готовых норм, в которых находили бы свое место и приборы, отражающие новые методические идеи.
Первые пять лет существования Главучтехпрома выпуск учебных пособий был сосредоточен на выпуске оборудования по старым образцам и имеющимся в то время новым образцам приборов. Физические приборы этого периода, выпущенные Главучтехпром, собранные вместе, представляли собой мало согласованную, разрозненную коллекцию, а не учебный комплектный физический кабинет- лабораторию.
В своей практической работе по приборостроению Главучтехпром в течение ряда лет опирался на помощь Государственного научно-исследовательского института школ Наркомпроса РСФСР.
В период с 1941 по 1945 г. предприятия Главучтехпрома выполняли заказы для фронта, а после окончания снова стали производить школьную продукцию.
Ко времени окончания Великой отечественной войны для обеспечения промышленности Главучтехпрома образцами, по решению правительства в 1945 году при Академии педагогических наук были созданы четыре образцовых физических кабинета в Москве (школа 315), Ленинграде (школа 157), Свердловске и Горьком. Эти кабинеты должны были содействовать постановке преподавания физики в соответствии с требованиями передовой методики и стать центром работы по решению проблем нормального комплектного оборудования физического кабинета. Такой подход имел особое значение еще и потому, что заказы на изготовление физических приборов для школ могли принять и предприятия союзной промышленности, не входящие в состав Главучтехпрома.
Курировал работу образцовых школ Институт методов обучения (осн.1944 г.) при Академии педагогических наук. Основное методическое убеждение работавших под руководством А.А. Покровского сотрудников Института методов обучения состояло в том, что для успешного преподавания нужно сочетать различные виды физического эксперимента. Эта идея отразилась на всем плане работы этой группы:1) разработка основного оборудования кабинета, восстановление и модернизация приборов, заслуживающих внимания; 2) разработка лабораторного оборудования; 3) разработка оборудования для физического практикума в старшей школе; 4) разработка и нормализация демонстрационного оборудования физического кабинета.
К 1957 году в системе Главучтехпрома имелось восемь промышленных предприятий, изготавливающих объемные учебно-наглядные пособия, приборы и лабораторное оборудование для школ РСФСР и других союзных республик. Все предприятия специализировались по выпуску определенных учебных пособий. Предприятия, специализирующиеся по выпуску физического оборудования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Название |
Место расположения |
Продукция |
Завод № 2 «Физприбор» |
Киров |
Приборы по механике в том числе по механике жидкостей и газов, электростатике. |
Завод № 4 «Физэлектроприбор» |
Москва |
Электроизмерительные приборы, приборы по магнетизму, электроконструкторы, радионаборы. |
Завод № 7 «Электроприбор» |
Москва |
Школьный электрораспределительный щит, ЛАТР, настольные распределительные щиты, учебные диапозитивы. |
Завод № 5 им. Дзержинского |
Щелково |
Приборы по разным разделам физики
(кинематике, динамике, оптике, камертоны, гидравлические прессы и др.) |
Завод № 10 «Электродело» |
Ленинград |
Электронагревательные приборы, и электровакуумные трубки |
Завод № 7 «Школьного приборостроения» |
Загорск |
Школьные оптические приборы (проекционный фонарь, фильмоскоп, фонарь с оптической скамьей, телескоп и др. |
Промышленные предприятия в этому времени изготавливали более 450 наименований учебно-наглядных пособий, приборов и лабораторного оборудования из них новых и реконструированных свыше 100 наименований. Для сравнения: в 1940 году Главучтехпромом изготавливалось 205 названий приборов по физике.
Увеличение выпуска наглядных пособий было связано с повышением культуры производства: сборка приборов поточным методом на конвейерах, переход на массовое изготовление деталей приборов из пластмассы, дополнительное производство быстроизнашивающихся деталей приборов, изобретательство и рационализаторство.
Фото некоторых приборов, которые выпускались заводами главного управления учебно-технического оборудования, показаны в таблице 2.
Таблица 2.
Фото некоторых приборов, которые изготавливались на предприятиях союзной промышленности, не входящих в состав Главучтехпрома, показаны в таблице 3.
Таблица 3.
|
|
Волосной гигрометр, 1980 г.
«Гидрометеоприбор», Рига.
|
Аппарат для электролиза (демонстрационный), 1975 г.
Всесоюзное производственное объединение по производству научных приборов «Союзнаучприбор».
|
|
Индуктор высоковольтный, 1963 г.
Управление машиностроительной и химической промышленности
«Красный Октябрь», Одесса.
|
Надо отметить, что к 1958 году предприятия освоили и массовым тиражом выпускали наборы для проведения лабораторных фронтальных работ по механике, электромагнетизму и оптике, разработанные А.А. Покровским и Б.С. Зворыкиным.
Чтобы избежать на практике грубых ошибок при создании в школах физических кабинетов, группой научных сотрудников Института общего и политехнического образования, учрежденного на базе Института методов обучения, было опубликовано подробное широко иллюстрированное пособие для учителей физики А.А. Покровского «Оборудованию физического кабинета», М., Учпедгиз,1958. В этом пособии нашли свое отражение общее оборудование помещения, основные приборы, демонстрационные приборы про всем разделам курса физики, оборудование для фронтальных занятий и практикумов, печатные пособия.
На следующем этапе исследовательской работы возникла необходимость проанализировать все новое, что появилось в электронике и автоматике и «перевести» это новое на язык современной методики. К 1965 году были разработаны: диод и триод демонстрационные, электронно-лучевая трубка демонстрационная, комплект приборов для демонстрации свойств полупроводников, звуковой генератор широкого диапазона, демонстрационный микроманометр, ротационный вакуум-насос и др.
Демонстрационный диод
|
Демонстрационная электронно-лучевая трубка |
|
|
Промышленность, выпускающая учебное оборудование, уверенно перешла на более высокую техническую ступень. Заметно улучшилось качество выпускаемых приборов. Однако, несмотря на явные успехи, многие законченные образцы осваивались очень медленно: например, утвержденные к выпуску в 1963 году вакуумный диод и электроннолучевая трубка были освоены в 1966 и 1972 году соответственно.
Оснащение школы всем необходимым для нормальной организации учебного процесса и своевременное обновление оборудования в связи с развитием методов обучения всегда было важным и трудным вопросом.
После XXIII съезда КПСС (1966) были проведены административно-организационные мероприятия, направленные на укрепление материальной базы школы.
В системе Академии педагогических наук открыт Научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения (НИИ ШОТСО) с целью развития и совершенствования научно-исследовательской работы в области приборостроения и наглядного обручения.
При Главучтехпроме в помощь заводам организовано Центральное конструкторское бюро. На него возлагалась обязанность разрабатывать технологию изготовления учебных пособий и техническую документацию.
В системе Министерства просвещения стал работать отдел учебного оборудования и средств обучения, призванный объединить все виды работ, теснее связать научно-методические исследования с промышленностью и подчинить всю работу насущным интересам школы.
При НИИ ШОТСО была организована лаборатория учебного оборудования по физике и астрономии. Значимым результатом научно-исследовательской работы специалистов лаборатории стала подготовка: списка нового обязательного оборудования кабинета физики, тщательно продуманного и серьёзно обоснованного. Комплект приборов, зафиксированный в списке, составлял совокупность систематически подобранных, в значительной степени взаимосвязанных приборов, соответствующий требованиям новой программы по физике и сложившейся системе учебного эксперимента. В процессе подготовки списка была разработана сложная классификация физического оборудования, определившая структуру перечня 1 типового оборудования кабинета физики; требования, предъявляемые к учебным приборам для работников промышленности; подготовлены к изданию учебно-методические пособия для учителей физики.
Для определения требований к учебным приборам классификация оборудования кабинета физики проводилась по ряду признаков:
I. Роль в учебном процессе (1-5).
II. Вид эксперимента (1-3).
III. Функция прибора в демонстрационной установке (1-3).
IV. Характер взаимосвязи между приборами.
V. Способ раскрытия явления.
Примечание. Схема представлена не полностью: 1) рассматривается наиболее важная и многочисленная группа пособий – оборудование для проведения учебного эксперимента; 2) именно эта группа пособий зафиксирована во всех официальных перечнях учебного оборудования, начиная с перечня 2 1993 года.
Как видно из схемы, из пяти групп первой ступени (I), на которые можно разделить все оборудование физического кабинета, только одна группа (оборудование для проведения учебного эксперимента) подверглась дальнейшей многоступенчатой классификации.
Оборудование для проведения учебного эксперимента (I-3) обеспечивало доброкачественное проведение всех опытов, необходимых для изучения курса физики средней школы. Оборудование следовало делать удобным, чтобы учитель не затрачивал труда и времени на подготовку эксперимента; малочисленным, чтобы не занимало много места при хранении; безопасным, простым, красивым, прочным и дешёвым.
Полный комплект оборудования для фронтальных лабораторных занятий (II-1), рассчитанный на одного ученика, предполагал минимальное числа взаимосогласованных приборов и деталей, обеспечивающих проведение всех лабораторных работ и опытов, предусмотренных программой. С учетом неопытности ученика на первое место выдвигались простота конструкции, прочность, малые размеры, дешевизна и универсальность в пределах данного комплекта.
В целях удешевления электроизмерительные приборы имели класс точности 2,5.
Для удобства организации лабораторных работ был предложен рациональный способ комплектования приборов, а именно, одинаковые приборы или детали располагались в специальные открытые укладки.
Приборы физического практикума (II-3), зачастую не учебного назначения более сложные и дорогие, не вызывали проблем при закупках, т.к. особенности организации практикума не требуют большого числа однотипных приборов.
Класс точности электроизмерительных приборов варьировался от 0,1 до 2,5 в зависимости от содержания работы практикума.
Демонстрационные приборы группы (II-2) должны быть по возможности универсальными, устойчивыми и удобными для переноски. Последнее качество следует понимать, как возможность переноски прибора одной рукой, если вес прибора это допускает.
Устойчивость прибора, подготовленного для проведения опыта может считаться удовлетворительной, если он не опрокидываться при отклонении на 250 от нормального положения.
Как подразделяется оборудование для демонстрационных опытов видно из приведенной выше схеме.
На основе первого официального перечня физического оборудования была создана фундаментальная пособие, определяющее содержание кабинета физики «Учебное оборудование по физике в средней школе». В нем описаны приборы промышленного производства и некоторые самодельные, которые входят систему оборудования школьного кабинета физики и могут быть изготовлены в школьных мастерских, также есть описания приборов, разработанных только в образцах и утвержденных к производству, но на то время не освоенных производством. Написан двухтомник «Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы», который явился логическим продолжением всех предыдущих публикаций по демонстрационному эксперименту. В книгу включены самые различные опыты: качественные и иллюстрирующие количественные закономерности, опыты-экспериментальные задачи, подготавливающие старшеклассников к практикумам, опыты чисто физического содержания и раскрывающие основные технические применения.
Более 60 лет в СССР существовало крупное, мощное и технически оснащённое государственное объединение по производству учебного оборудования - «Главучтехпром». Была создана система руководства и управления, которая обеспечивала стабильное и непрерывное снабжение школ учебными приборами и другими средствами наглядного обучения, отражающими достижения методики физики.
Производство осуществлялось в тесной связи с педагогами - исследователями и конструкторами различной квалификации, работающими в области создания новых учебных приборов и совершенствования методики и техники физического эксперимента.
Таким образом, была подготовлена база для дальнейшего интенсивного развития отечественного производства в сфере оснащения учебного процесса современным оборудованием для наглядного преподавания физики.
Все изменилось в 1991 году после развала Советского Союза.
1) Список был включен в приказ министра просвещения об утверждении «Перечней типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ» (1969 г.)
2) Приказ Министерства образования РФ № 529 от 27.12.93.
|