Первооткрыватель самодельщиныКонстантин Васильевич Дубровский (1848-1915) сорок лет отдал педагогической деятельности, которая тесно объединила три стороны его творчества: классное обучение; преподавание на учительских кусах; изобретение и изготовление упрощенных физических и космографических приборов. Первые годы учительства (1870-1874) Константин Васильевич преподавал только естествознание, но уже тогда обнаружил большую изобретательность, которая находила себе применение по мере того как он становился все ближе к преподаванию физики и космографии (1875-1903).Впервые о своих достижениях по устройству упрощенных приборов Дубровский сообщил педагогическому сообществу в 1880 году, когда его коллекция была отправлена на Международный педагогический конгресс в Брюсселе. Согласно постановлению жюри, вся коллекция упрощенных приборов была передана в образцовую местную школу с целью «чтоб указать учителям тот путь, которому они должны следовать». Брошюра «Общедоступные физические приборы» с описанием упрощенных приборов, отправленных в Брюссель, была выпущена в 1881г.; впоследствии она перерабатывалась и дополнялась еще три раза.
В последствии на Всемирной выставке в Чикаго (1893) К.В. Дубровского удостоился почетного диплома и медали; на Всероссийской выставке в Н-Новгороде (1896) и на выставке «Детский мир» в Петербурге (1904) он был награжден медалью. Работы Музея по подготовке учебных пособий для экспонирования на Колумбовой выставке в Чикаго начались с января 1892 года, когда окончательно определилось участие его, как отдела Военного министерства. Участвуя в выставке, Музей преследовал две цели: во-первых, представить пособия, «которые проектировались и исполнялись в России и представляют что-либо оригинальное…во-вторых, экспонировать пособия, хотя и не представляющие чего-то нового, но могущие служить образцами русского производства в техническом отношении». Для выбора пособий были образованы специальные комиссии; в состав комиссии по физике вошли преподаватели высшей школы И.И. Боргман, проф. Н.А. Гезенхуз, Н.Н. Хамонтов и преподаватели средней школы В.Л. Розенберг, Я.И. Ковальский, Б.Ю. Кольбе и К.В. Дубровский. Часть учебных пособий, указанных комиссией, были доставлены безвозмездно из магазина механика-оптика О. Рихтера, за предоставленное ему право считаться самостоятельным экспонентом, выступающим под протекторатом Педагогического музея; другие приборы были изготовлены в мастерской Рихтера и мастерской Францена при Университете на сумму 314 руб.; значительное число физических приборов на время выставки было взято из физического кабинета Санкт-Петербургского Университета; также на выставку была отправлена полная коллекция К.В. Дубровского. Выставка состоялась осенью 1893 года. Отчет о подготовке и результатах выставки представлен в «Педагогическим сборнике» за 1894-1895гг., где наряду с учебными пособиями по другим предметам дан описательный перечень учебных пособий по физике, которые экспонировались на выставке. Все описания содержат название и назначение учебного пособия, фамилии разработчика и изготовителя, стоимость в рублях. Для оригинальных (авторских) приборов даны подробные технические и методические указания по их использованию. Информация о коллекции Дубровского дана в виде перечня опытов, которые можно выполнить средствами упрощенных самодельных приборов. Таблица «Самые продуктивные экспоненты физического отдела на Чикагской выставке1893 г.» - есть результат анализа содержания «Педагогического сборника» (стр.70-95). В таблице представлены имена преподавателей, которые спроектировали оригинальные опытные установки и отдельные физические приборы для средней школы.
При сопоставлении названий перечня с содержанием брошюры за 1881 год удалось найти рекомендации по изготовлению и применению некоторых упрощенных приборов для изучения физических явлений: Прибор для доказательства закона Архимеда Упругость воздуха Сжатие Земли у полюсов Светопреломляющее действие атмосферы Воздушная чечевица в воде Универсальный оптический прибор В.Л. Розенберга, С помощью аппарата можно продемонстрировать все законы отражения и преломления на линзах и призмах, а также расщепление белого света на цвета спектра. Кроме того, с помощью аппарата можно объяснить устройство микроскопа и телескопа. Верхняя часть устройства может быть закреплена на раме в трех различных положениях. Принадлежности: 2 керосиновые лампы специального типа; 1 плоское зеркало; 1 вогнутое зеркало; 1 выпуклое зеркало; 4 двояковыпуклые линзы разного фокусного расстояния и диаметра; 1 двояковогнутая линза; 1 плосковыпуклая линза; 1 стеклянный куб; 1 Устройство для обнаружения преломления и полного внутреннего отражения, рис. В; 2 призмы, одна из которых изготовлена из кремневого стекла. |