Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Проф. Покровский в предисловии к своему учебнику космографии указывает, что космография принадлежит к захудалым предметам в нашей средней школе и что ее изучение дает ничтожные результаты. К сожалению, нельзя не присоединиться к словам уважаемого профессора.
Где же искать причину этого ненормального явления? Почему сам по себе высоко-интересный по содержанию предмет дает такие отрицательные результаты? Мы, вероятно не ошибемся, если скажем, что причина этого неуспеха всем преподавателям космографии давно ясна. Странно было'бы изучать, например, химию, не производя опытов, или проходить физику, довольствуясь только чертежами приборов в учебнике; но еще более странным является исключительно догматическое, чисто формальное изучение неба, сидя в классе, по мертвым таблицам или по чертежам преподавателя, когда небесный свод постоянно над нашими головами, являясь, таким образом, наиболее доступным объектом для непосредственного изучения; и в тех учебных заведениях, где «меловая» космография заменена наглядным методом, не может быть и речи о сухости и безжизненности, и предмет делается далеко не захудалым.