Ход урока |
- В начале урока в две круглодонные колбы наливается
кипяток.
- Первая колба закрывается резиновой пробкой и отставляется в сторону. Во вторую колбу опускается
датчик температуры, под этой колбой зажигается спиртовка, запускается регистрация, и мы следим за процессом
нагревания воды. Вскоре на графике появляется первый пик - вода кипит при 100 градусах Цельсия.
- Датчик вынимается из второй колбы, спиртовка гасится, колба закрывается резиновой
пробкой и переворачивается вверх дном. Затем дно второй колбы поливают холодной водой, вода
во второй колбе снова кипит, и мы с учениками обсуждаем это явление. В ходе споров кто-то из учеников обязательно
выдвигает гипотезу о конденсации пара с последующим понижением давления.
- Для подтвержения высказанной гипотезы откачиваем воздух над поверхностью
воды в первой колбе. Вода в этой колбе кипит.
- Откачка прекращается и с помощью датчика
температуры регистрируется температура воды в первой колбе
(второй пик на графике). При анализе полученного графика делается вывод,
что температура кипения воды
при пониженном давлении может быть значительно ниже 100 градусов Цельсия.
|