НАЗАД Камертоны с резонаторами Гельмгольца

Педагогический сборник, издаваемый при главном управлении Военно-учебных заведений. Книжки III – VIII, XI. 1873 год. Каталог составил В.П. Коховский, директор Педагогического музея ВУЗ, СПб. (По каталогу № 233, стоимость 75 рублей)
«В кабинете музея пять отдельных камертонов различной величины и различных тонов, и к ним пять резонаторов Гельмгольца, сделанных из латуни и притом также различной величины. Каждый из этих резонаторов представляет полый шар с двумя диаметрально противоположными горлышками, из них одно широкое обращается к звучащему телу, а другое узкое вставляется в ухо».

Фото 1. Камертоны разного тона Фото 2. Взято из сети Интернет, чтобы показать внешний вид резонаторов, которые утеряны

В основании каждого камертона керном выбита буква (см. рис. 1), соответствующая гласному звуку. С обратной стороны основания каждого камертона нанесено клеймо, предположительно принадлежащее мастеру-изготовителю (фото 3 с 10-кратым увеличением).


Рисунок 1. Из каталога фирмы “Max Kohl A.G.” № 21, изданного в 1905 г.
на немецком, английском и французком языках
Фото 3.

Ответ на вопрос: «С какой целью на камертонах выбиты буквы, обозначающие гласные звуки?» дан в виде аутентичных текстов из учебника физики К.Д. Краевича с дополнениями А.Гершуна (изд.1902 года); из курса музыкальной акустики А.В. Рабиновича (изд.1930 года). "Одинъ п тоть же тон можетъ быть пропЪтъ человЪческимъ голосомъ на разнмя гласныя буквы (А, О, У, Я, £), при чемъ, независимо отъ тона, полость рта и губы принимають всегда определенное, соответствующее данной гласной букве аоложенiе. Гельмгольцъ показалъ, что причина различiя между гласными, какъ и причина тембра, заключается въ различiи, въ порядке и силе гармоническихъ тоновъ, сопровождающихъ основной тонъ. Колебанiя голосовыхъ связокъ, кроме основного тона, дають еще целый рядъ высшихъ гармоническихъ тоновъ; уснлеше же некоторыхъ определенныхъ гармоническихъ тоновъ, характер изующихъ данную гласную, вызывается тЬмъ, что полость рта, которую можно разсматривать, какъ резонаторъ, принимаетъ при произношенiи гласной такую форму, что резонируеть, главнымъ образомъ, на тЬ тоны, которые необходимо усилить. Для этихъ опытовь Гельмгольцу служилъ рядъ камертоновъ, снабженныхъ резонаторами.
Заставляя звучать эти камертоны и усиливая те или другiе съ помощью резонаторовъ, Гельмгольцъ получалъ гласную У, если кроме основного тона, звучали еще слабо гармоничеше тоны 1 и 2; О — если, при ослабленномъ основномъ тоне, звучали сильно гармонически тонъ 4 и слабо тоны 2, 3 и 5; А — если при слабомъ звучашн первыхъ тоновъ звучали сильно следующiе, начиная съ 5 и т. д."



"Все стенки полости рта, кроме твердого нёба, подвижны, подвижна также и нижняя челюсть; таким образом, полость рта может принимать весьма различные формы и менять свой объем в довольно широких пределах. При произнесении или при пении гласных звуков полость рта играет роль только резонатора. Соответственно характеру гласной этот резонатор перестраивается, усиливая те или иные частичные тоны. На рис. изображены схематические разрезы полости рта при произнесении различных гласных. Как видно из рисунка, полость рта обычно разделяется на две части: переднюю и заднюю, которые образуют как бы две резонирующих полости. На рис. это разделение видно довольно отчетливо (обозначено пунктирной линией)."
Рейтинг@Mail.ru