Органные трубы со щелью (открытые)
Коллекция физического кабинета СПб АППО по акустике довольно обширна и представлена как раритетными приборами, так и приборами советского времени: сиренами, камертонами, органными трубами, звучащими стержнями, моделями.
Раздел «Акустика» длительное время входил в содержание школьных учебников физики (А. Малинина, К.Д. Краевича, Н.С. Дрентельна и др.) После постановления ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе (1931г.) содержание школьных учебников подверглось серьезной переработке. Так в учебнике физики И. И. Соколова, который пришел на смену учебнику Краевича К.Д., оставлены только акустические понятия, связанные с физическими характеристиками звуковых колебаний: высота, громкость, тембр.
Значит, можно предположить, что органные трубы были приобретены для кабинета физики не позднее первой половины ХХ века.
Основные характеристики |
Принцип действия |
На фото изображены открытые деревянные органные трубы со щелью. Труба 1 - единственная, сохранившаяся из набора труб для диатонической гаммы. Труба 3 с регулируемым градуированным поршнем для изменения тона (утерян).
По длине (L) открытой трубы определяется частота звуковых колебаний:
v = ν/2L
При слабом дутье открытая труба дает основной тон, а при сильном – дает тон с числом колебаний в 2, 3, 4, 5 раз большим, чем у основного тона.
|
Продуваемый воздух поступает в полость А, затем вырывается из узкой щели В. Перед щелью находится узкий клин С. При ударе о клин струи воздуха создают шум. Столб воздуха внутри трубы действует как резонатор; из большого числа разных тонов, труба откликается на тон, соответствующий ее длине.
В открытых трубах образуются стоячие волны: при открытом конце отражение волны происходит с образованием пучности, т.к. наружный воздух менее плотен, чем находящийся в трубе.
В месте возникновения колебаний всегда образуется пучность (см. рис)
|
Органайзер исследователя
1. Используя материал статьи, укажите трубу, дающую самый низкий звук. Поясните свой выбор.
2. Определите длину звуковой волны, которая возникает при слабом продувании воздуха через трубу № 2. Длина трубы от клина до отверстия примерно 15 см.
3. Оцените частоту основного тона, который может создать труба №3 при отсутствии поршня. Подсказка: используйте фото и данные предыдущего задания.
4. На рисунке изображена труба с плотно входящим поршнем.
В каком направлении нужно смесить поршень (вправо или влево), чтобы было возможно получить более высокий обертон? Обоснуйте свой выбор.
|