Бумажный электроскопОрганайзер исследователяЭлектроскоп – физический прибор, предназначенный для обнаружения электрического заряда, позволяющий судить о потенциале заряженного тела. В кабинете физики СПб АППО хранятся два бумажных электроскопа. На фото Вы видите общий вид и увеличенную рабочую часть приборов.
Исследовательская задача. Используя материал статьи, определите какой из электроскопов по своим характеристикам подходит под описание, сделанное впервые Бруно Юльевичем Кольбе в книге «Статическое электричество» (1893). Другими словами, какой из приборов может иметь название электроскоп Кольбе. Шаг 1. Изучите описание бумажного электроскопа:
Шаг 2. Выберите значимые критерии по которым можно будет проводить сопоставление демонстрационных приборов. Для этого вспомним основные требования к демонстрационному эксперименту. Размеры приборов, их расположение и освещение должны всегда обеспечивать достаточную видимость (обозреваемость) основных частей и деталей установки для всех учащихся, со всех мест класса. Без этого опыт теряет свое значение, становится бесполезным и чаще всего приводит сначала к нарушению дисциплины, а затем к потере интереса. Следует позаботиться о наглядности и выразительности опытов, чтобы каждый ученик непременно заметил демонстрируемое явление. Для этого следует собирать по возможности наиболее простые установки, в которых четко, как бы само собой, выделялись бы основные части. Каждый опыт, показываемый в классе, должен быть надежным, т. е. тщательно подготовленным, неоднократно испытанным, обеспечивающим удачу. Неудавшаяся демонстрация нарушает ход урока, всегда вызывает разочарование и даже может зародить недоверие к учителю. Как правило, демонстрационные опыты должны отличаться кратковременностью, чтобы не затягивать урока. Учителю необходимо обращать внимание на темп выполнения опытов: он всегда должен соответствовать темпу восприятия учащимися демонстрируемого материала. В случае необходимости опыт можно повторить несколько раз, например, когда надо устранить предположение о случайности показанного явления или, когда не все учащиеся успевают увидеть необходимые детали. Шаг 3. По фотографиям и рисункам выявите показатели (индикаторы), соответствующие каждому критерию. Подсказки: рассмотрите конструкцию рабочей части приборов, обратите внимание на положение крючков относительно стержня, форму листочков. Нельзя забывать и о надежности демонстрации при проведении элементарных опытов по электростатике, чему способствует наличие у электроскопа металлического дна и возможность использования шаровых кондукторов. Шаг 4. Сформулируйте выводы. Проверьте себя. Историческая справка: «Первый электроскоп был устроен Вольта: прибор состоял из металлического стержня, пропущенного через каучуковую пробку, которая закрывала стеклянную бутылку. Верхний конец металлического стержня оканчивался металлическим шариком, а к низшему концу, находящемуся внутри бутылки, привешивались 2 соломинки. При соединении прибора с наэлектризованным телом соломинки, как тела наэлектризованные одноименно, отталкивались, и таким образом можно было судить, заряжено данное тело или нет. Дальнейшее усовершенствование приборов этого рода состояло в том, что вместо соломинок стали привешивать листки из тонкой бумаги или же тонкие золотые листочки, вследствие чего получилась возможность обнаруживать слабые заряды на телах» (Ф. Индриксон, «Электрометр», ЭСБЕ). |