НАЗАД Электрическая машина с трением

В энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона дано полное описание машины такого типа, но без рисунка. Восполняя этот пробел, введем соответствующие обозначения на рисунке 1 и в тексте. Электрическая машина с трением состоит из стеклянного круга А, вращающегося на горизонтальной оси. К кругу прилегают с обеих сторон кожаные подушки В, покрытые амальгамой. При вращении вследствие трения о подушки стекло электризуется положительно, отрицательное же электричество подушек проводником Е отводится в землю или к другому кондуктору. При дальнейшем вращении стекло проходит между двумя металлическими гребенками С. Гребенки соединяются с изолированным шаром D. Во избежание потери стеклом заряда во время переноса его от подушек к гребенкам наэлектризованную часть стекла (приблизительно 2/3) закрывают шелковым чехлом (небольшой кусок зеленого шелка сохранился около подушек).

Рисунок 1. Общий вид машины трения. Диаметр стеклянного диска 20 см. Цепочки позволяют заряжать тела разными знаками; одна всегда необходима для заземления. Первая половина XIX в.

В учебниках физики XIX в. для русских гимназий объясняется устройство электрической машины трения и подробно разбираются процессы, сопровождающие её работу.
Рисунок 2. Из первого русского учебника физики Э.Х. Ленца, СПб. 1839 г. Рисунок 3. Из учебника К. Краевича (ученик Ленца), второе издание, СПб. 1868 г.

К началу ХХ века машины с трением были совершенно вытеснены из употребления более производительными машинами с влиянием - электрофорные машины: машина Вильгельма Гольца (1862, Германия), машина Джеймса Уимшерста (1883, Англия).

Рейтинг@Mail.ru