Электрическая машина системы РамеденаПедагогический сборник, издаваемый при главном управлении Военно-учебных заведений. Книжки III – VIII, XI. 1873 год. Каталог составил В.П. Коховский, директор Педагогического музея ВУЗ, СПб.(По каталогу № 46, стоимость от 12 до 125 рублей) Под номером 46 в каталоге Коховского числится сразу три электрических машины системы Рамедена. Сохранилась лишь одна электрическая машина с трением (фото 1). Диаметр стеклянного диска 8”. Фото 1. Электрическая машина с трением. Диаметр круга 8” В энциклопедическом словаре Брокгуза-Ефрона дано полное описание машины такого типа, но без рисунка. Восполняя этот пробел, введем соответствующие обозначения на фотографии и в тексте. Электрическая машина с трением состоит из стеклянного круга А (передатчика), вращающегося на горизонтальной оси. К кругу прилегают с обеих сторон кожаные подушки В (производитель), покрытые амальгамой (1 ч. цинка, 1 ч. олова, 2 ч. ртути). Для лучшего приставания к коже амальгама наносилась в смеси с какаовым маслом. При вращении вследствие трения о подушки стекло электризуется положительно, отрицательное же электричество подушек проводником Е отводится в землю или к другому кондуктору. При дальнейшем вращении стекло проходит между двумя металлическими гребенками С. Гребенки соединяются с изолированным шаром D (кондуктор). Во избежание потери стеклом заряда во время переноса его от подушек к гребенкам наэлектризованную часть стекла (приблизительно 2/3) закрывают шелковым чехлом (небольшой кусок зеленого шелка сохранился около подушек). Основные недостатки машин с трением: хрупкость, которая требует бережного обращения, и малая производительность, что делает её малопригодной для практических целей. Поэтому к началу ХХ века машины с трением были совершенно вытеснены из употребления более производительными машинами с влиянием (электрофорные машины). Рис. 1. Электрофорная машина системы Уимшерста Рис. 2. Схема электрофорной машины Уимшерста (вид сверху) |