В энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона дано полное описание машины такого типа, но без рисунка. Восполняя этот пробел, введем соответствующие обозначения на рисунке 1 и в тексте. Электрическая машина с трением состоит из стеклянного круга А, вращающегося на горизонтальной оси. К кругу прилегают с обеих сторон кожаные подушки В, покрытые амальгамой. При вращении вследствие трения о подушки стекло электризуется положительно, отрицательное же электричество подушек проводником Е отводится в землю или к другому кондуктору. При дальнейшем вращении стекло проходит между двумя металлическими гребенками С. Гребенки соединяются с изолированным шаром D. Во избежание потери стеклом заряда во время переноса его от подушек к гребенкам наэлектризованную часть стекла (приблизительно 2/3) закрывают шелковым чехлом (небольшой кусок зеленого шелка сохранился около подушек).
 |
Рисунок 1. Общий вид машины трения. Диаметр стеклянного диска 20 см. Цепочки позволяют заряжать тела разными знаками; одна всегда необходима для заземления. Первая половина XIX в. |
В учебниках физики XIX в. для русских гимназий
объясняется устройство электрической машины трения и подробно разбираются процессы, сопровождающие её работу.
 |
 |
Рисунок 2. Из первого русского учебника физики Э.Х. Ленца, СПб. 1839 г. |
Рисунок 3. Из учебника К. Краевича (ученик Ленца), второе издание, СПб. 1868 г. |
К началу ХХ века машины с трением были совершенно вытеснены из употребления более производительными машинами с влиянием - электрофорные машины: машина Вильгельма Гольца (1862, Германия), машина Джеймса Уимшерста (1883, Англия).