НАЗАД Угломерный прибор по космографии

Первые астрономические общества в России возникли по почину прогрессивно настроенных астрономов и преподавателей средней школы:
– 1888г. организован Нижегородский кружок любителей физики и астрономии.
– 1890г. в Петербурге было организовано Русское астрономическое общество (РАО). Большую роль в организации РАО сыграл выдающийся русский астроном и популяризатор астрономии профессор Петербургского университета С. П. Глазенап, возглавлявший РАО с 1893г. по 1904г.
Примерно в это же время штабс-капитан А. И. Баранов1 стал инициатором создания отдела космографии, который был включен в состав физического отдела при Педагогическом музее военно-учебных заведений (СПб).
Ко времени создания отдела космографии Педагогическим музеем уже были закуплены за границей астрономические приборы, поэтому преподаватели в военных школах по возможностям постановки преподавания астрономии были сравнительно в лучшем положении, чем в коммерческих училищах и других средних учебных заведениях. Последние учебные заведения обходились самодельными приборами или в замен «голоса природы» раздавался только голос учителя.
В библиотеке виртуального музея есть книги упомянутых выше авторов:
С.П. Глазенап. Друзьям и любителям астрономии. Ленинград, 1936
А.И. Баранов. Школьный астрономический городок и упрощенные приборы по космографии. Ленинград,1925.

Первые наблюдения небесной сферы можно провести самыми простыми приборами, в том числе и самодельными (координатная сетка, визирная линейка); о них будет рассказано в конце статьи. Удобным в обращении и вполне наглядным измерительным прибором может служить транспортир, который является основным элементом конструкции угломерного/транспортирного прибора. Исследуемый угломерный прибор изготовлен не позднее первого десятилетия XX века; хранится в 412 аудитории (преподавательской) кабинета физики СПб АППО.
Общие габариты прибора: основание штатива диаметром 20 см, высота штатива может меняться от 45 см до 60 см.
Прибор предназначен для наблюдения видимого движения небесной сферы, определения высоты небесных тел: звезд, кроме Солнца, планет, Луны.

На фото 1 изображена главная часть транспортирного прибора. В деревянном ложе (4) жестяными скобками закреплена железная труба (1) длиной 20 см, сбоку – транспортир (5), снизу – шарнирное устройство (6), соединенное со стержнем штатива угломерного прибора. В трубе (1) диаметром 2 см с одной стороны имеется окулярное отверстие (2), а с другой стороны – визир (3), в виде тонких проволок, пересекающиеся под прямым углом.
На фото 2 показано, что на середине диаметра транспортира в ложе вбит медный штифт для отвеса. Металлический транспортир покрыт матовой краской такой же, как и труба прибора.
Фото 3 позволяет рассмотреть две шкалы транспортира с ценой деления 0,5 град. Внизу фотографии виден верх латунной стойки штатива куда вставляется стальной стержень и удерживается винтом. Шарнир и винт обеспечивают подвижность прибора в двух плоскостях.

Информация о самодельных приборах К. Дубровского Простые физическое приборы и наглядные пособия по космографии. Петербург,1910.

Координатная сетка предназначена для наблюдения за движением Луны или планет среди неподвижных звезд. По рисунку видно устройство прибора. В современном исполнении это может быть пластиковая пластина с наклеенной или напечатанной сеткой. Чтобы держать прибор всегда на одном и том же расстоянии от глаз к боковым сторонам пластины нужно привязать шнурки.
Визирная линейка с транспортиром/высотомер. Позволяет измерить угол между направлением на астрономическое тело и отвесной линией, т.е. зенитное расстояние. Высота небесного тела над горизонтом определяется как разность между 900 и зенитным расстоянием.
По Дубровскому По Баранову
Из высотомера и компаса можно сделать так называемую «звездную указку». На стекле компаса проводится линия mn. Перед проведением измерений компас устанавливается так, чтобы линия mn была паралельна плоскости транспортира;она служит для отсчета азимута звезды.


Неполный список наблюдений и заданий из книги А.И. Баранова:
1. Нахождение Полярной при помощи Б. Медведицы.
2. Определить приблизительно величину углов, под которыми находятся каждые две или три звезды в созвездии, и на основании этого составить чертеж расположения звезд в созвездии. Проделать это со всеми созвездиями, положение которых достаточно усвоено.
3. Вечером при звездном небе заметить ту звезду или созвездие, которое находится прямо над головою (в зените). Повторить это же наблюдение несколько раз в разные месяцы.
4. Заметить звезды, постоянно остающиеся на небе.
5. Заметить те звезды, вторые восходят и заходят, и обратить при этом внимание на то, изменяются ли точки их восхода и захода.
6. Наблюдать несколько раз в одно и то же время одну и ту же звезду и обратить при этом внимание, всегда ли она находится на одном и том же месте.
1) Баранов Александр Иванович – (? – 1922) Преподаватель космографии и математики в кадетском корпусе им. Императора Александра II. Дослужился до подполковника. Проживал на Итальянской ул.12.

Рейтинг@Mail.ru