НАЗАД Магазин сопротивлений демонстрационный

В учебниках физики для средних учебных заведений начала ХХ века (Краевича, Лейберга, Индриксона) рассматриваются реостаты, которые скачкообразно увеличивают или уменьшают введенное в электрическую цепь сопротивление. Раритетные приборы такого типа выставлены в виртуальном музее: школьный реостат Кольбе, декадный реостат, в том числе демонстрационный магазин сопротивлений.
Демонстрационный магазин сопротивлений, рассматриваемый в статье, служит для объяснения устройства и действия открытого и закрытого магазина сопротивлений (ящика сопротивлений), который позволяет вводить в цепь желаемое и точно известное по величине сопротивление.



Общие габариты прибора в см: длина - 32, ширина - 15, высота - 38.
Прибор изготовлен после 1908 года, когда фирма акционировалась и стала называться Max Kohl Action Gesellschaft”.
Прибор действующий.


Основная часть прибора - проводники, изготовленные из сплавов, имеющих маленький температурный коэффициент, с точно измеренной величиной сопротивления. Проводники собраны в последовательную цепь, где соединительными проводами служат медные бруски. В промежутки между брусками могут плотно вставляться штепселя. (аутентичные штепселя утеряны, а на фото изображены штепселя, изготовленные в 70-ые годы ХХ века).
Проводник на 0,1 Ом имеет сечение 3,14 кв. мм и длину около 0,65 м; проводники на 1 Ом и 5 Ом имеют сечение 0,03 кв. мм, но разную длину.
Магазин включается в цепь с помощью винтовых зажимов, расположенных на крайних медных брусках.

С помощью демонстрационного магазина сопротивлений можно провести разнообразные демонстрации: определение величины сопротивления способом замещения, выявление взаимосвязи между силой тока и напряжением при постоянном сопротивлении, измерение сопротивления при помощи вольтметра и амперметра, изучение распределения напряжений на последовательных участках цепи.

Органайзер исследователя

1. Используя материал статьи и знания физики, объясните почему в устройстве учебного прибора используют проводники с малым температурным коэффициентом.
2. По фотографиям из статьи определите величину сопротивления, установленную в магазине.
3. Внимательно рассмотрите рис. 1, на котором изображен закрытый магазин сопротивлений. Объясните связь, существующую между научным прибором начала ХХ века и учебным магазином сопротивлений.

Рисунок 1. Магазин сопротивлений на 3 группы
Изображение взято в Интернете

4. Прочтите фрагмент аутентичного текста из учебника физики Лейберга (1906 г.), в котором описывается установка для определения сопротивления проводника АВ. Вторая часть текста скрыта.


Объясните, как бы вы действовали дальше, чтобы определить сопротивление провода АВ.  Другими словами, самостоятельно придумайте способ замещения.


Рейтинг@Mail.ru