Рамка с двумя телами неравной массы
По программе курса физики 1866 года (второй год обучения) в военных гимназиях подлежала изучению тема «Законы центробежной силы», которые состояли в следующем: 1) центробежная сила прямопропорциональна массе,2) прямопропорциональна квадрату скорости при одной и той же окружности и 3) обратнопропорциональна радиусу окружности, по которой движется тело при одной и той же скорости.
По короткому описанию нескольких опытов, которые даны в учебнике физики (изд. 1867г.) можно понять, что именно рамка с телами на стержне служила для показа действия центробежной силы и позволяла «поверить» законы центробежной силы.
На фотографиях видно, что у приборов, хранящихся в кабинете физики СПб АППО, почти одинаковая конструкция: два шара неравной массы, просверленные по диаметру, свободно насажены на стержень, который закреплен в рамке и может вращаться около оси перпендикулярной к его середине. Шары соединены между собой. Для работы приборов необходима центробежная машина любого типа. На рамке каждого прибора нанесена каталожная маркировка следующего вида; над горизонтальной чертой римская цифра обозначает раздел программы курса физики (Движение и равновесие), арабская цифра обозначает порядковый номер прибора внутри раздела. Наличие именно такой надписи позволяет утверждать, что Педагогический музей ВУЗ приобрел приборы в конце XIX в. Органайзер исследователя 1. Проведите рассуждение на тему «Законы центробежной силы–миф или реальность?» или «Почему в средней школе XХI века не изучают законы центробежной силы?» 2. На фотографии 2 содержится необходимая и достаточная информация для решения экспериментальной задачи: На каком расстоянии от оси вращения нужно расположить центр большого шара, чтобы при вращении система связанных шаров была неподвижна относительно рамки. Объемом канала, высверленного в шарах, можно пренебречь. Подсказка: шары однородные, материал известен, диаметры шаров и длину нити можно измерить линейкой, если экран дисплея плоский. |