НАЗАДПрибор для изучения теплового действия тока

Известно много простых способов, позволяющих обнаружить нагревание проводников током: расплавление парафина, зажигание спички, самосвечение металлического волоска и др.
Применение жидкостного манометра позволяет не только обнаружить по расширению воздуха нагревание проводника с током, но и провести изучение этого явления на качественном уровне.

Рисунок 1.Прибор для обнаружения
нагревания проводника током

Устройство самодельного прибора дано у Д.Д. Галанина «Физический эксперимент в школе» Т.3, 1936 г.,1954 г. (см. рис.1).
Тонкая проволока-спираль D диаметром 0,1- 0,2 мм, припаяна к медным проводам (А и В) диаметром 1,5 - 2 мм, которые пропущены сквозь пробку. В пробке сделано отверстие куда вставлена короткая стеклянная трубка С для соединения с водяным манометром. В приборе использована стеклянная широкогорлая банка.
Чтобы провести наблюдение при слабых токах, необходимо обеспечить герметичность банки.
В кабинете физики СПБ АППО сохранился демонстрационный прибор (см. рис.2), изготовленный на заводе №8, Киев. Инвентарный номер 3737 позволил уточнить название прибора и определить примерное время постановки на инвентарный учет: 30-ые годы ХХ века. Устройство прибора. В пробку пропущены три медных провода, к которым с одной стороны припаяны две одинаковые спирали, с другой стороны каждого провода были припаяны изолированные соединительные провода; в центре пробки имеется отверстие около 8 мм в диаметре. Нагревательный элемент прибора размещен внутри широкой части открытого водяного манометра (см. рис 3), который в свою очередь закреплен на вертикальной деревянной стойке высотой 55 см, последняя привинчена к чугунной треноге. Стойка снабжена бумажной шкалой с пределами от 0 до 50 и делениями шириной в 1 см. Трубка водяного манометра отсутствует.
Надо отметить, что в нагревательном элементе прибора спирали и медные провода имеют размеры, указанные в книге Д.Д. Галанина.

Рисунок 2. Нагревательный элемент прибора
для изучения теплового действия тока

Рисунок 3


Органайзер исследователя
1. Используя материал статьи, разработайте план эксперимента по обнаружению и изучению теплового действия тока способом открытого водяного манометра.
2. В современной школе используют манометр с одинаковой формой сообщающихся сосудов – трубки одинаковой длины. Из каких соображений конструкторы прибора отказались от его использования?
3. Можно ли использовать этот прибор для изучения изохорного процесса? Если да, то как это сделать? Если нет, то назовите возможные причины.


Рейтинг@Mail.ru