НАЗАДДиализатор Грэма

Рисунок 1. Диализатор Грэма.
Высота 12-13 см,
диаметр около 10 см
В XIX веке передовые преподаватели Петербурга, понимавшие, что изучение физики должно базироваться на эксперименте, были вынуждены изготавливать наглядные пособия (физические приборы) сами, используя самое простое и дешёвое оборудование, приобретая его в аптеках, кожевенных мастерских, на складах химической посуды.
Например, для показа действия атмосферного давления некоторые из них использовали диализатор[1]. Диализатор (рис. 1), представляет собой невысокий стеклянный цилиндр, открытый с двух сторон; изобретен в середине XIX века шотландским химиком Томасом Грэмом (Graham). Для проведения диализа «дно его плотно, без отверстий, обтягивают пузырем, водной оболочкой (amnion), растительным пергаментом (неклееной бумагой, обработанной в течение 2 — 3 минут холодной смесью купоросного масла с половинным объемом воды и потом промытой) или др. перепончатым телом».
Рисунок 2. Диализатор с остатками
бычьего пузыря. Начало 20 века.









Преподаватель физики, узнавший о приборе Грэма и сообразивший, как его можно применить в учебных целях, получил многоразовый прибор для демонстрации опыта, доказывающего существование атмосферного давления (рис. 2).

Органайзер исследователя
Информация об опытах, которые проводили разные преподаватели имперской столицы размещена в хронологическом порядке в таблице, где размещены следующие сведения: автор простого наглядного опыта и название книги; рисунки с зафиксированным результатом опыта или установкой, пояснения. Изучите содержание таблицы и выполните несколько заданий.
1. Рассмотрите рисунки опытов и установок. Объедините рисунки в группы и назовите признаки, по которым выполнена группировка.
2. Опишите идею, которая легла в основу опыта.
3. Укажите номера опытов, для проведения которых необходимо дополнительное оборудование. Дайте пояснения своему выбору. 4. Можно ли провести аналогичную демонстрацию со шприцом? Если да, то поясните как это сделать. Если нет, то укажите причины.

Таблица. «Варианты опыта, где использовано дешёвое и доступное оборудование»
Автор/название первоисточника Рисунок Пояснения
1 Я. И. Ковальский. Сборник первоначальных опытов, при помощи, которых можно познакомить детей с самыми простыми физическими и химическими явлениями, 1885. СПб Воронка конусообразная на 30°, лист писчей бумаги
2 М. Герасимов. Первое знакомство с физикой посредством доступных приборов,1900. СПб Стеклянная трубка длиной около 40 см, игральная карта.
3 К. Дубровский. Простые физические приборы и наглядные пособия по космографии, 1910. СПб Диализатор и писчая бумага, прикленная к толстому краю диализатора.
4 Н. С. Дрентельн. Физические опыты в начальной школе,1914. СПб Конусообразная воронка на 60° и воздушный шарик


[1] Диализ (от греч. dialysis — разложение, отделение) – процесс очистки коллоидных растворов и субстанций высокомолекулярных веществ от растворённых в них низкомолекулярных соединений при помощи полупроницаемой мембраны.

Рейтинг@Mail.ru