НАЗАДЛебедка

В коллекцию моделей технических устройств из раздела «Механика», в конструкцию которых входят простые механизмы, объединены: простая лебедка (зубчатые колеса), кабестан, домкраты, ворот, в их числе сложная лебедка (рис.1), о которой пойдет речь в статье.
Сложная лебедка относится к демонстрационным приборам, которые предназначены для изучения конструкции и принципа действия технического устройства, обязательного для изучения. Например, в учебнике К. Краевича (1902 г.) дана теория зубчатых колес, а у А. Малинина и В. Буренина (1894 г.) кроме теории, даны задачи на расчет выигрыша сил.
Рисунок 1. Рабочая часть лебедки с рычажно-механическим тормозом. Конец XIX – начало ХХ вв.

Рисунок 2. Общий вид лебедки. Ручка утеряна. Страна производитель неизвестна

Модель сложной лебедки принадлежит коллекции физического оборудования Педагогического музея ВУЗ (на бумажной наклейке сделана копия маркировки). Число 995, нанесенное желтой краской, имеет отношение к каталогизации и инвентаризации оборудования кабинета физики ГИНП[1], проведенной в 1924-1925 гг.

Рисунок 3.
На рисунке 3 показана кинематическая схема лебедки[2], позволяющая разобраться в работе модели. Лебедка приводится в движение ручкой. Две пары шестерней, передают движение ручки к барабану лебедки, на которую наматывается шпагат. Шпагат, перекинутый через неподвижный блок на конце стрелы, перемещает груз.
Для каких учебных целей могла использоваться статичная модель? Изучая устройство ворота, можно повторить и закрепить «золотое правило механики» и правило моментов сил, рассмотреть вопрос вывода формулы расчета коэффициента полезного действия по параметрам данной модели.

Органайзер исследователя
1. Представьте себя гимназистом начала ХХ века и попробуйте решить одну из предложенных ниже задач. Настоятельно рекомендуется изучить теорию зубчатых колес.




2. Существует ли связь между лебедкой и велосипедом? Если да, то дайте развернутые рассуждения по этому вопросу? Желающие могут обратится к статье «Велосипед» из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
[1] Государственный институт научной педагогики работал в Ленинграде с 1924 г. по 1938 г.
[2] Рисунок из книги Л.И. Резников и др. Методика преподавания физики в средней школе. Т.1 Механика.

Рейтинг@Mail.ru