ЛебедкаВ коллекцию моделей технических устройств из раздела «Механика», в конструкцию которых входят простые механизмы, объединены: простая лебедка (зубчатые колеса), кабестан, домкраты, ворот, в их числе сложная лебедка (рис.1), о которой пойдет речь в статье.
Сложная лебедка относится к демонстрационным приборам, которые предназначены для изучения конструкции и принципа действия технического устройства, обязательного для изучения. Например, в учебнике К. Краевича (1902 г.) дана теория зубчатых колес, а у А. Малинина и В. Буренина (1894 г.) кроме теории, даны задачи на расчет выигрыша сил.
Модель сложной лебедки принадлежит коллекции физического оборудования Педагогического музея ВУЗ (на бумажной наклейке сделана копия маркировки). Число 995, нанесенное желтой краской, имеет отношение к каталогизации и инвентаризации оборудования кабинета физики ГИНП[1], проведенной в 1924-1925 гг.
Для каких учебных целей могла использоваться статичная модель? Изучая устройство ворота, можно повторить и закрепить «золотое правило механики» и правило моментов сил, рассмотреть вопрос вывода формулы расчета коэффициента полезного действия по параметрам данной модели. Органайзер исследователя 1. Представьте себя гимназистом начала ХХ века и попробуйте решить одну из предложенных ниже задач. Настоятельно рекомендуется изучить теорию зубчатых колес. 2. Существует ли связь между лебедкой и велосипедом? Если да, то дайте развернутые рассуждения по этому вопросу? Желающие могут обратится к статье «Велосипед» из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. [1] Государственный институт научной педагогики работал в Ленинграде с 1924 г. по 1938 г.
[2] Рисунок из книги Л.И. Резников и др. Методика преподавания физики в средней школе. Т.1 Механика.
|