КрумциркульАтрибутирование музейного объекта представляет собой сложную и довольно длительную процедуру. Ограничимся описанием самых простых действий, которые позволят получить первичную информацию об исследуемом объекте.
I. Внешний осмотр, чтобы определить название, источник поступления, оценить размеры.
Данный музейный объект является измерительным прибором, т.к. имеет шкалу (см. фото 1) с пределом измерения 6 мм и ценой деления 0,05 мм. На обратной стороне шкалы (см. фото 2) сделана надпись краской желтого цвета: 1650. Известно, что маркировка физических приборов желтой краской проводилась в 1924-1925 гг. специалистами физического кабинета ГИНП[1]. Из этого следует, что прибор приобретен в коллекцию ранее обозначенного срока. Чтобы определить название прибора был проведен поиск по имеющимся в наличии каталогам: в каталоге фирмы «Cornelius Knudsen» (Дания,1909 г.) дана картинка аналогичного прибора под названием «Пружинный калибр для металла». Дальнейшие поиски привели к словарю Брокгауза и Эфрона:1) "Чувствительный рычаг" служит лишь для точных измерений и основан на том, что конец длинного плеча перемещается во столько раз больше конца короткого, во сколько он длиннее его. Такой рычаг употребляется часовщиками для измерения диаметров проволоки и толщины листового металла; по форме он напоминает клещи для гвоздей, но один из длинных концов движется по разделенной дуге, прикрепленной к другому концу, и легкая пружина сдвигает короткие концы до прикосновения. Деления этой дуги не вполне равной длины, так как они должны быть пропорциональны хордам соответственных углов» (из статьи «Рычаг»). 2) «Крумциркуль-циркуль с согнутыми ножками, служащий как раздвижной калибр для сравнения толщины; называется нашими мастеровыми также: кронциркуль». Таким образом, на первом этапе исследования установлено следующее: в основе работы прибора лежит чувствительный рычаг. Прибор является довольно точным измерительным инструментом для профессиональной работы часовщика. В России данный прибор называли кронциркуль. Прибор поступил в коллекцию физического кабинета не позднее 20-ых годов ХХ века. Источник поступления в коллекцию установить не удалось. II. Дать краткую характеристику музейного объекта: как сделан этот экспонат; каковы особенности его внешнего вида; каков механизм работы прибора Крумциркуль целиком выполнен из металла и представляет собой циркуль с двумя парами ножек разной формы и размера. Между «гнутыми ножками» размещается измеряемый предмет. Плоская пружина с упором (см. фото 4) прижимает «гнутые ножки» к детали, толщину которой нужно измерить. У длинных ножек разное назначение: на одной из них жестко закреплена шкала, другая ножка является стрелкой-указателем. Благодаря плоской пружине, закрепленной на обратной стороне стрелки-указателя (см. фото 2 и 3), стрелка-указатель не касается шкалы, и свободно перемещается вдоль неё. Прибор в рабочем состоянии. По результатам второго этапа исследования можно сделать вывод о высоком качестве изготовления измерительного инструмента и удобстве в использовании. III. Составить рассказ о дидактическом назначении прибора На наш взгляд крумциркуль мог использоваться как пример профессионального инструмента, где применяется двуплечий рычаг и свойства упруго деформированного тела. С другой стороны, с помощью прибора можно показать простые приемы измерения линейных размеров мелких предметов, дать представление о точности прибора и погрешности измерений. Инструмент мог применяться учащимися на практических занятиях при выполнении индивидуальных заданий следующего типа: – Выбери из предложенного набора тело, размеры которого можно измерить данным инструментом и проведи измерения. Запиши результат. – Какой из предложенных измерительных инструментов нужно выбрать, чтобы измерить толщину картона, стальной пластинки, деревянного бруска? Проведи измерения и результат оформи в виде таблицы. Органайзер исследователя
1. На рисунке 2, который взят из Интернета, изображен современный пружинный калибр техника-стоматолога. Снимите показания прибора и запишите их. Найдите три-четыре сходства с крумциркулем (рис.1). 2. Какой из этих двух приборов более точный? Объясните свой выбор. [1] Государственный институт научной педагогики работал в Ленинграде с 1924 по 1938 гг.
|