НАЗАДМодель электромагнитной волны

Понятие «самодельщина» было широко распространено среди учителей физики Санкт-Петербурга в период становления методики школьного физического эксперимента (конец XIX–начало XX вв.). Идея необходимости введения в школьную практику простейших наглядных опытов принадлежала К.В. Дубровскому, который в 1881 году представил доклад о коллекции приборов и сами приборы в постоянную комиссию Педагогического музея. В этом же направлении работали другие учителя-методисты, в том числе Я. И. Ковальский и Н. С. Дрентельн. Самодельщина рассматривалась учителями как деятельность по подготовке опытов с «наименьшею затратой денег и учебного времени».
Яркий пример самодельного наглядного пособия представляет собой демонстрационная установка «Модель электромагнитной волны», где использованы доступные материалы, которые обработаны простыми инструментами, не требующими специальной подготовки; конструкция прибора проста, понятна и легко воспроизводима.
С помощью установки можно визуализировать механизм возникновения электромагнитной волны, взаимосвязь вихревых электрического и магнитного полей, поперечность волны, перенос энергии от источника к приемнику, рассеяние энергии.

Рисунок 1. Внешний вид демонстрационной установки «Модель электромагнитных волн»
Рисунок 2. Установка в горизонтальном положении: показано крепление на стенде магнитов и медных колец.

Демонстрационную установку реставрировали и привели в действие: источником колебаний в «передающей антенне» (обязательно заземление) служит звуковой генератор; приемником электромагнитных колебаний служит «приемная антенна» (обязательно заземление), сопряженная со звуковой картой компьютера с программой «Осциллограф»; осциллограмма выводится на экран компьютера или на интерактивную доску (см. видео).


Самодельное учебное пособие «Модель электромагнитной волны» изготовлено между 1965-1975 гг. Автора пособия пока установить не удалось.

Органайзер исследователя
1. Составьте последовательный рассказ об изученном самодельном пособии, используя план: название, принцип действия, устройство, назначение.
2. При проведении эксперимента (см. видео) звуковой генератор подключали к клеммам, расположенным слева на стенде (см. рис 1), а осциллограф – к клеммам справа (см. рис.1). Учитывая конструкцию прибора и его учебное назначение объясните почему для учебных целей электрическая цепь собирается только таким способом.
3. В учебниках физики 11 класса рассказ о электромагнитных волнах часто сопровождается двумя картинками: а) и б). Подтвердите или опровергните утверждение: если в кабинете физики есть пособие «Модель электромагнитной волны», то содержание данных картинок можно не рассматривать.



Рейтинг@Mail.ru