НАЗАДАппарат для построения параллелограмма пути (по Вейнхольду)

Основной источник информации: пособие «Физический эксперимент в школе» Д.Д. Галанин и др. Т 2, стр. 169.
Название прибора и фамилия разработчика были найдены в каталоге № 27 за 1911г. фирмы «Meiser& Mertig, Dresden».

Аппарат для построения параллелограмма пути по Вейнхольду с 2 молотками и стеклянным шаром.
Фото 1. Лицевая сторона прибора. На вертикально установленных досках повешены одинаковые молотки- цилиндры, способные поворачиваться вокруг осей. Ограничителями движения молотков служат резиновые шайбы. Общие габариты прибора: высота 30 см, площадь основания 32 кв.см. Размер молотков: диаметр 3 см,высота 9 см. Прибор покрыт лаком. Работа прибора проверена с деревянным шариком. Фото 2. Обратная сторона прибора. На деревянном основании в форме равнобедренного прямоугольного треугольника (с равными сторонами по 18 см) установлены две одинаковые трапецевидные доски. Шильдик указывает где был изготовлен[1] аппарат.

Прибор является одним из простейших приборов для демонстрации сложения скоростей, заданных под прямым углом, и вычерчивания траектории движения шарика.
Рис. 1
Для получения траекторий движения шарика дополнительно использовалась фильтровальная бумага, а шарик обмазывали краской или жиром; во время движения по бумаге он оставлял след.
Опыт проходил следующим образом: шарик устанавливали в исходное положение между молотками, затем по шарику ударяли одним из молотков и получали траекторию CD или CE (см. рис1). Заметим,что полученную траекторию видел только экспериментатор, но не ученики. Потом по шарику ударяли одновременно двумя молотками и получали траекторию CF. Ясно,что положение этой траектории зависело от соотношения скоростей молотков, которые ударяли по шарику.
Результат «идеального» опыта отображен на рисунке 1, где буквами А и В обозначены молотки; буквой С – шарик. После манипуляций учитель демонстрировал ученикам лист фильтровальной бумаги со следами шарика.

Органайзер исследователя
1. Техническое состояние прибора хорошее, молотки чистые (фото 1). Предложите способ фиксации следов, не пачкая шарик, с учетом, что результаты опыта необходимо продемонстрировать ученикам.
2. Выскажите предположение: в какой теме современного курса школьной физики можно провести демонстрацию, описанную выше.

Музейное занятие: "Изучаем старинный прибор. Параллелограмм пути". Коронатов Г.
(https://disk.yandex.ru/i/TlZBYXL-GGGJMQ)



[1] Собственная мастерская и завод на Обводном канале А. Эбергарда (бывший Р. Ниппе) и магазин химических, фармацевтических, физических и бактериологических аппаратов и снарядов.

Рейтинг@Mail.ru