Сосуд Дьюара можно отнести к вспомогательным приборам, т.к. учителя его применяли (при наличии), когда нужно было длительное время сохранять температуру жидкости или работать с жидкими газами: воздухом, кислородом и азотом. Начиная с 1930-х вплоть до 1950-х годов, в учебниках физики для старшей школы подробно рассматривалось получение и хранение сжиженных газов, их применение. Постепенно объем сведений о Дьюаре и его изобретении сокращался и к концу этого периода авторы ограничились одной фразой (см. рис. 1).
 |
Рисунок 1. Фрагмент из учебника физики для 9 класса А.В.Перышкина,1958 г. |
Зато в учебниках физики для основной школы (6-8 кл.) после 1945 года вплоть до настоящего времени подробно рассматривается устройство и принцип действия термоса, но о Дьюаре ни слова.
 |
 |
Сосуд Дьюара в музее Королевского института Великобритании. 1892 г. (фото из Интернета) |
Сосуд Дьюара из кабинета физики СПб АППО. Емкость 250 мл. Подставка с цилиндрическим гнездом в середине выточена из древесины и покрыта лаком. Время изготовления 40-ые годы ХХ века. |
Органайзер исследователя
1. Можно ли
калориметр считать одним из типов сосуда Дьюара? Если да, то дайте пояснения. Если нет, то укажите причины.
2. Известно, что жидкий воздух (–190℃) в открытом сосуде Дьюара сохраняет свое состояние несколько суток. Объясните почему это возможно.