НАЗАД Линза со сферической аберрацией

Начнем с повторения понятия «сферическая аберрация». Воспользуемся учебниками физики для гимназий конца 19 века:

Рисунок 1. Фрагмент текста из Практического курса физики, А. Гано, 1862

Рисунок 2. Фрагмент текста из Учебника физики, К. Краевича, 1868.

Рисунок 3. Внешний вид линзы; общая высота прибора 14 см, диаметр основания 6 см. Конец XIX в
Сравнительный анализ текстов позволяет сделать вывод, что А. Гано (Франция) дает общее представление о сферической аберрации, тогда как К. Краевич (Россия) рассматривает недостаток линзы более подробно. Для наблюдения влияния сферической аберрации линзы на получаемое изображение подходит плосковыпуклая линза, толщина которой составляет 1/3 от её диаметра (45 мм). Короткофокусная линза заключена в латунную оправу с ручкой, которая вставлена в отверстие стойки; ручка вместе с линзой свободно поворачивается (рис.3). Судя по размерам прибор предназначен для индивидуальных наблюдений.

Историческая справка. Известно, что с 1902 по 1913 гг. для офицеров - кандидатов в преподаватели кадетских корПедагогический Музей ВУЗпусов организовывал 2-х годичные курсы. Будущие преподаватели физики на практических занятиях изучали оборудование кабинета физики и самостоятельно выполняли разнообразные опыты.

Первые опыты с прибором показали, что вместо свечи нужен более мощный источник света, например, диодная лампа-прожектор. Чтобы провести наблюдения источник света закрепляем в верхней части лабораторного штатива, линзу ставим на основание штатива и поворачиваем плоской стороной к прожектору, под линзой размещаем лист белой бумаги/экран, на котором формируется изображение (рис.4). Если на линзу положить лист черной бумаги с отверстием около 3 мм, то картина на экране меняется (рис.5)
Рисунок 4. Изображение ламп прожектора яркое, размытое и окружено белым ореолом
Рисунок 5. Изображение ламп прожектора четкое, ореол исчез, яркость уменьшилась


Органайзер исследователя
1. Используя, аутентичный текст учебников 19 века, сформулируйте своими словами картину, полученную на экране, см. рис.4.
2. На рисунке 5 показан способ исправления недостатка (сферической аберрации) данной линзы. Объясните механизм действия диафрагмы - листа черной бумаги с отверстием.
3. Объясните, зачем линзу нужно повернуть плоской стороной к источнику света.

Рейтинг@Mail.ru