Набор по оптикеНАЗАД

В конце XIX - начале XX вв. школьное оборудование производилось в Европе и российские учебные заведения, в том числе и средние учебные заведения, были вынуждены закупать физические приборы за границей. Не каждое учебное заведение могло позволить себе дорогостоящее оборудование, поэтому старались найти мастерские/магазины с умеренными ценами или обходиться самодельными приборами. Например, к дорогостоящим оптическим приборам можно отнести: зеркала, призмы, спектральные аппараты и др.
Самодельные приборы выглядели совсем иначе (рис.1): в аптеке покупали линзы для очков, рамки для линз изготавливали из дерева или плотного картона и т.п.

Рисунок 1. Коллаж из иллюстраций из Сборника элементарных опытов по физике, Г. Абрагама,

Набор по оптике (рис.2) на первый взгляд кажется самодельным, и только внимательный осмотр позволил установить, что приборы изготовлены мастером A.Kruss в Гамбурге, Германия.

Рисунок 2. Общие габариты стойки:12 см×10 см×5 см. Диаметр каждой линзы примерно 3 см. Фокусное расстояние собирающей линзы на переднем плане 12 см; другие линзы рассеивающие.

Каждая линза удерживается металлическим кольцом, привинченным к доске, покрытой матовой черной краской (рис.3).

Рисунок 3. Крепление линзы
Рисунок 4. Инвентаризационная наклейка

Набор входил в коллекции Педагогического Музея В.У.З. (1864-1917), на что указывает маркировка, чудом сохранившаяся на одной стойке. (рис.4).
По каталогу «LEPPIN und MASCHE», Берлин (1912) удалось узнать имя разработчика, назначение и примерное время изготовления набора.
Рисунок 5. Некоторые предметы из оптического банка по К. Гану
(линза 1, иглодержатель 2, проволочная сетка 3, экран 4).

Набор предназначался для практических занятий учеников 2 ступени. Начало XX в. В оптический банк входили следующие предметы: собирающие линзы в стойках (2 шт.), рассеивающие линзы в стойках (2 шт.), каркас с проволочной сеткой, которая служила освещаемым предметом, иглодержатель необходим при определении фокусного расстояния рассеивающей линзы, экран-стойка, вогнутое зеркало.
С помощью этого оборудования можно было выполнить практические работы: определение фокусного расстояния линз двух видов, получение изображений с помощью собирающей линзы, определение фокусного расстояния системы линз, определение увеличения линзы, получение изображений с помощью вогнутого зеркала.

Органайзер исследователя
  • На заднем плане рис. 2 изображено сферическое зеркало. Рассмотрите изображение и опишите оптические характеристики зеркала.
  • Определите какая линза (собирающая или рассеивающая) изображена на рисунке 3. Обоснуйте свой выбор.
  • На рисунке 1 изображены три установки для проведения различных практических работ. Назовите явления, которые можно наблюдать/изучать с помощью одной из установок, представленных на рисунке.
  • В домашних условиях определите фокусное расстояние рассеивающей линзы. Инструкция здесь
Рейтинг@Mail.ru