Щель для получения тениСреди физических приборов XIX века всегда вызывал любопытство деревянный лакированный ящик с длинными прорезями на противоположных стенках. Поиски рисунков или описания аналогичного прибора в учебниках физики, изданных в период 1839-1894 гг., результатов не принесли.
Но зато удалось определить учебник «Руководство к физике для русских гимназий» Э. Хр. Ленца, у которого номенклатура разделов и их последовательность совпали с маркировкой приборов, имеющих надпись в форме дроби; сохранилось 42 предмета. Именно в эту коллекцию и входит прибор для получения тени. Римская цифра VII совпадает с разделом «О Свете». Номер прибора позволяет примерно определить тему, рассмотрение которой должно сопровождаться демонстрацией. Так номер прибора 64, значит название темы нужно искать ближе к завершению раздела «О Свете». В нашем случае – это тема «Уклонение света». Коллекция наряду с другим физическим оборудованием принадлежала Педагогическому музею В.У.З. Историческая справка: В 1839 году учебник физики Эм. Хр. Ленца был одобрен лично императором Николаем I, а в каталогах Министерства народного просвещения как учебное руководство числился даже в 1853, 1858, 1863 и 1865 годах: до 1867 года он был распространен во многих государственных и частных учебных заведениях. Однако со временем, естественно, учебник устарел. В 1865 году Министерство народного просвещения объявило конкурс на новый учебник физики: с 23 января 1867 года официально «к употреблению в гимназиях в виде руководства» был рекомендован «Курс физики для гимназий», написанный К.Д. Краевичем, учеником Эм. Хр. Ленца.
Органайзер исследователя 1. Проанализируйте конструкцию прибора с точки зрения условий получения тени и полутени; уклонения света. 2. Объясните картину, полученную на экране (рис.2). 3. Предложите план проведения демонстраций, позволяющих изучить средствами прибора свойства тени (форма, размер, цвет, число теней и т.п.). Подсказка на стр. 114-117. 4. Поясните, что нужно изменить в предложенной опытной установке для наблюдения дифракционной картины. |