Щель для получения тениНАЗАД

Среди физических приборов XIX века всегда вызывал любопытство деревянный лакированный ящик с длинными прорезями на противоположных стенках. Поиски рисунков или описания аналогичного прибора в учебниках физики, изданных в период 1839-1894 гг., результатов не принесли.

Рисунок 1. Лицевая панель прибора для получения тени. Общие габариты: 34 см ×7 см × 4 см. Ширина щелей одинакова – 2 мм.


Но зато удалось определить учебник «Руководство к физике для русских гимназий» Э. Хр. Ленца, у которого номенклатура разделов и их последовательность совпали с маркировкой приборов, имеющих надпись в форме дроби; сохранилось 42 предмета. Именно в эту коллекцию и входит прибор для получения тени. Римская цифра VII совпадает с разделом «О Свете». Номер прибора позволяет примерно определить тему, рассмотрение которой должно сопровождаться демонстрацией. Так номер прибора 64, значит название темы нужно искать ближе к завершению раздела «О Свете». В нашем случае – это тема «Уклонение света».
Коллекция наряду с другим физическим оборудованием принадлежала Педагогическому музею В.У.З.

Историческая справка: В 1839 году учебник физики Эм. Хр. Ленца был одобрен лично императором Николаем I, а в каталогах Министерства народного просвещения как учебное руководство числился даже в 1853, 1858, 1863 и 1865 годах: до 1867 года он был распространен во многих государственных и частных учебных заведениях. Однако со временем, естественно, учебник устарел. В 1865 году Министерство народного просвещения объявило конкурс на новый учебник физики: с 23 января 1867 года официально «к употреблению в гимназиях в виде руководства» был рекомендован «Курс физики для гимназий», написанный К.Д. Краевичем, учеником Эм. Хр. Ленца.

Рисунок 2. Картина освещенности экрана при получении тени. Источник света – прожектор со множеством диодных ламп. Расстояние от прожектора до экрана примерно 1 м; ящик стоит посередине.

Органайзер исследователя
1. Проанализируйте конструкцию прибора с точки зрения условий получения тени и полутени; уклонения света.
2. Объясните картину, полученную на экране (рис.2).
3. Предложите план проведения демонстраций, позволяющих изучить средствами прибора свойства тени (форма, размер, цвет, число теней и т.п.). Подсказка на стр. 114-117.
4. Поясните, что нужно изменить в предложенной опытной установке для наблюдения дифракционной картины.

Рейтинг@Mail.ru