НАЗАДНабор по изучению твердости металлов

Некоторые факты, поясняющие как учебное пособие по металловедению оказалось в коллекциях физического оборудования для средней школы:
- Педагогический Музей военно-учебных заведений (1864) и Русское техническое общество (1866) созданы почти одновременно.
- Правление РТО, мастерские учебных пособий, постоянная комиссия по техническому образованию (обр.1868) и ПМВУЗ с 1871г размещались в здании по адресу: наб. Фонтанки 10, но в разных его частях.
- После 1917 года здание на Фонтанке 10 стал занимать Всероссийский педагогический музей, а затем Государственный институт научной педагогики (1924-1938), где набор был включен в инвентаризационную книгу по кабинету физики под № 1608.


Рисунок 1. Учебный набор для практических занятий. Габариты деревянного лакированного футляра: 20×12×2 см. Внутренняя часть крышки задрапирована жатым атласом.
СПб. Первое десятилетие ХХ века.

Рисунок 2. Линейка – диаграмма
для оценки диаметра.
В набор (рис.1) включены: жестко закрепленные две металлические пластины разной толщины (сталь 5 мм и медь 3 мм) с отпечатками в виде лунки от шарика; металлический держатель со стальным шариком. Центральное место занимает целлулоидная прозрачная пластина с «диаграммой» (рис.2), как оказалось это оригинальная линейка, сделанная вручную. На линейке начерчены вертикальные, суживающиеся кверху «столбики», разделенные горизонтальным пунктиром на равные части. Сверху и снизу указана ширина «столбика» в миллиметрах; слева поставленные возле пунктиров числа соответствуют десятым долям миллиметра. Так образована шкала с ценой деления 0,1 мм и пределами измерения от 1 мм до 5 мм.
Наличие шарика и отпечатков на металлических пластинках наводят на мысль о первом методе определения твердости металла. Метод предложен шведским инженером Юханом Августом Бринеллем (1849-1925 гг.) в 1900 году и стал широко используемым и стандартизированным методом определения твёрдости в материаловедении: в материал под определённой нагрузкой (обычно 30 кН) медленно вдавливается твёрдый металлический шарик (обычно диаметром 10 мм). Отношение приложенной нагрузки к площади шаровой поверхности отпечатка даёт число твёрдости по Бринеллю (HB). Набор, как было показано выше, скорее всего, был сделан в начале ХХ века в мастерских Русского технического общества с целью ознакомления преподавателей училищ с новым методом исследования свойств металлов.
Рисунок 3
На внутреннюю часть крышки очень аккуратно была вклеена тонкая картонка (рис.3) с необходимой и достаточной теоретической информацией о методе Бринелля и задание на расчет силы давления[1].
Известно, что метод Бринелля не изучался и не изучается в средней школе, поэтому предлагаемое задание можно считать примером применения физического понятия «давление» в материаловедении.

Органайзер исследователя
1. Придумайте правила пользования линейкой-диаграммой; в каких случаях можно пользоваться этой линейкой? Приведите примеры. Можно ли эту линейку отнести к точным измерительным инструментам?
2. Инструкция о приемах работы с набором давно утеряна. Но отталкиваясь от технической задачи Бринелля – определить твердость металла, попробуйте реконструировать возможный вариант практической работы-составьте методические рекомендации для исследователя. Подсказка: толщина и материал металлических пластин известен, диаметр стального шарика можно измерить, имеется таблица для подбора силы давления и сверки результата расчетов.

Материал Толщина испытуемого образца, мм Диаметр шарика, мм Нагрузка, кН Интервал чисел твердости, НВ
Черные металлы От 6 до 3 вкл. 10 29420 130 - 450
От 4 до2 вкл. 5 7355
От 6 до 3 вкл. 5 2452
Цветные металлы и сплавы От 6 до 3 вкл. 10 29420 35-130
От 4 до 2 вкл. 5 7355
От 6 до 3 вкл. 5 2452

[1] Вопрос о единицах измерения площади, давления и силы здесь обсуждаться не будет.

Рейтинг@Mail.ru