
В фондах Педагогического музея СПБ АППО им. К.Д. Ушинского хранится набор из 10 картин размером 59 см× 59 см, выполненных масляными красками на холсте; шесть из них изготовлены во Франции (определено по штампу на обратной стороне холста). Т.к. на каждой картине имеется овальный инвентаризационный штамп
Педагогического Музея В.У.З., то удалось примерно определить время изготовления/приобретения картин 1864 – 1891 гг.
По внешнему виду изображений специалисты профильной кафедры сошлись во мнении, что на картинах изображено явление интерференции в поляризованном свете. Необходимо было выяснить как были получены зафиксированные в красках оптические явления. Изучение школьных учебников указанного периода результатов не принесло. Информация об интерференции поляризованных лучей, приборах для получения и наблюдения цветов тонких кристаллических пластинок нашлась в
четвертом томе полного курса физики французских авторов Жамена и Вюльнера, 1868 г., предназначенного для высших учебных заведений.
Следующим этапом сбора информации стало изучение статей из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона.
Таблица «Хроматическая поляризация» с комментариями стала определителем, с помощью которого удалось достоверно установить названия кристаллов и условия проведения наблюдений. Именно эти картины собраны в таблице «Коноскопические фигуры».
 |
 |
Рисунок 1. Коноскопическая фигура характерная для одноосного кристалла при освещении естественным светом.
Исландский шпат; черный крест. |
Рисунок 2. Коноскопическая фигура характерная для двуосного кристалла при освещении естественным светом. Селитра; гиперболы. |
 |
 |
Рисунок 3. Коноскопическая фигура, полученная средствами необыкновенного луча.
Исландский шпат; белый крест. |
Рисунок 4. Коноскопическая фигура, полученная на одноосном кристалле, пластинка которого вырезана вдоль его оси, при освещении естественным светом. Исландский шпат; набор гипербол. |
 |
 |
Рисунок 5. Коноскопическая фигура, полученная от наложения двух пластинок, вращающих плоскость поляризации проходящего через них света в разные стороны. Спирали Эри. Кварц. |
Рисунок 6. Набор картин интерференции в поляризованном свете, полученных на стеклах разной формы. |
Коноскопические фигуры – сложные интерференционные картины, полученные в результате прохождения сходящегося конуса света через систему, состоящую из двух поляризаторов и прозрачного тела между ними. Внешний вид коноскопических фигур зависит: от взаимного расположения поляризаторов, длины волны света и характеристик пластинки кристалла (среза монокристалла, толщины пластинки, величины двойного лучепреломления).
 |
Рисунок 6.1. |
Наиболее характерные фигуры наблюдаются для ориентированных сечений кристалла. Для этой цели из кристалла вырезают пластинки перпендикулярно его оптической оси. Если кристалл двуосный, то пластинки вырезают перпендикулярно биссектрисе острого угла между оптическими осями. Для одноосных и двуосных кристаллов (рис.1-2) вид коноскопических фигур резко отличается. Одноосные кристаллы обладают
свойством двойного лучепреломления, поэтому картина интерференции для одного и того же кристалла, полученная с помощью необыкновенного луча имеет другой вид (сравните рис.1 и рис.3).
Информация о наборе изображений (сравните рис. 6 с рис. 6.1) получена из
каталога немецкой фирмы «Макс Кол» за 1905 г. Данные изображения не являются коноскопическими фигурами, т.к. явление интерференции поляризованного света получено в других условиях: проводилось наблюдение стеклянных пластин разной формы, подвергнутых сильному охлаждению или деформации, нагретых и быстро охлажденных на металлической пластине. Фирма выпускала приборы и для «субъективного наблюдения», в этом случае средний размер стекол не превышал 3-5 см.
 |
Рисунок 7 |
В настоящее время тоже существует возможность насладиться удивительными переливами красок при наблюдении поляризации света. Так в состав
учебного набора по поляризации света (вторая половина ХХ в.) входят две пластмассовые детали, позволяющие визуализировать процесс деформации: изгиба (модель плоского стержня) и сжатия (модель профиля рельса). На рисунке 7 зафиксирован момент максимального сжатия модели рельса, где темные линии показывают места наибольшего механического напряжения.