В одном из первых методических пособий по организации и проведению физического практикума в средней школе
Покровского А.А. (1951) рекомендуется применение точного измерительного прибора – микрометра. Введение нового прибора в арсенал измерительных средств поставило перед учителем задачу: обучить учеников правилам работы с новым для них прибором. Наглядным пособием послужила модель микрометра. Первое время прибор изготавливали в школьных мастерских из деревянной струбцины (рис.1): к струбцине приворачивалась рейка с делениями, по которой можно судить о шаге винта; на ручке струбцины закреплялся диск, окружность которого разбивалась на 50 частей, для отсчета сотых долей условных единиц.
 |
 |
Рисунок 1. Устройство самодельной модели микрометра |
Рисунок 2. Внешний вид модели микрометра. Общие габариты в мм: 500×200×65. Прибор поставлен на инвентаризационный учет в 1968 г. |
Деревянную модель микрометра с середины 1960-ых стал производить завод «Физприбор», г. Киров (логотип КЗФ). Модель служит для объяснения устройства и действия микрометра, для упражнения в приёмах отсчета по микрометру.
Составные части модели: подковообразная скоба с уединённой втулкой, в которой по резьбе можно перемещать винт с гильзой, закрывающей втулку. На втулке нанесена шкала: удлинёнными штрихами показаны 10 целых делений с оцифровкой 0,5 и 10; укороченными штрихами нанесены половинки каждого деления. Окружность гильзы разделена на 50 равных частей с оцифровкой через каждые 10 делений.
Органайзер исследователя
1. Изучите
статью о нониусе (верньере) и покажите рассуждениями ложность или правдивость утверждения: «Нониус – часть микрометра».
2. Используя информацию статьи, укажите модель (рис. 1 или рис.2) которую можно использовать для введения понятия «нониус». Поясните свою точку зрения.