На четвёртом этаже (аудитории 404, 410) в здании по ул. Ломоносова 11 хранятся физические приборы, составляющие оборудование физических кабинетов физики, которые существовали в средних учебных заведениях Петербурга-Петрограда-Ленинграда. На одной из полок стоит неприметный из-за малых размеров набор принадлежностей к
центробежной машине (рис.1). Часть приборов легко определить, т.к. аналогичные можно еще встретить в современных физических кабинетах.
 |
Рисунок 1. Набор принадлежностей к центробежной машине слева – направо: колеблющаяся призма, пружинный привод, скоба со связанными шариками, модель регулятора, модель центрифуги.
Высота регулятора 24 см. Изготовлен набор в мастерских фирмы «Meiser& Mertig, Dresden-N», Германия. Конец XIX века. |
Но есть совершенно не известные, о назначении которых можно судить только примерно, исходя из их устройства. Обычно для первичного атрибутирования музейного предмета служат каталоги разных зарубежных фирм, часто немецких. Выбрать нужный каталог удалось сразу, т.к. у физических приборов фирмы «Meiser & Mertig, Dresden-N» есть отличительная особенность: окраска частей приборов краской зеленого цвета с крапинками. В каталоге нашлась картинка и короткое пояснение о назначении странного прибора.
 |
Подстрочный перевод: колеблющаяся призма, показывающая, что цвета спектра при их воссоединении становятся белыми; с обычной призмой из хрусталя высотой 50 мм и стороной около 25 мм. |
 |
 |
Рисунок 3. Устройство прибора слева-направо: диск с нецентральным отверстием, насаженный на стержень, тяга – система 2-х рычагов, основание призмы, муфта с винтом.
Длина тяги около 12 см,
сторона основания подставки для призмы 26 мм. |
Рисунок 2. Установка прибора на центробежной машине |
Оставался вопрос о технике подготовки и проведения демонстрации с колеблющейся призмой. Известно, что сложение цветов спектра можно осуществить несколькими способами. Например, у Галанина Д.Д. в шестом томе пособия
«Физический эксперимент в школе» даны схемы опытов (рис.4), которые описывались в учебниках физики для средних учебных заведений еще в XIX веке.
 |
Рисунок 4. Схемы сложения цветов спектра с помощью: I – положительной линзы, II - призмы, III – вогнутого зеркала, IV – плоских зеркал Остинга |
Органайзер исследователя
1. На основании полученной информации изобразите схему опыта с колеблющейся призмой, учитывая, что она может поворачиваться вокруг вертикальной оси.
Проверь себя