НАЗАД Прибор для демонстрации зубчатой передачи

Историческая справка: В октябре 1952 года в Москве состоялся первый послевоенный съезд Коммунистической партии Советского Союза. В ходе съезда были утверждены основные направления развития страны на пятилетний период с 1951 по 1955 год. Среди ключевых решений съезда было увеличение строительства школ в городах и сёлах примерно на 70% по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Также было принято решение о начале внедрения политехнического обучения в средней школе и проведении мероприятий, необходимых для перехода к всеобщему политехническому образованию. Цель этих мер — повысить воспитательное значение общеобразовательной школы и предоставить учащимся, окончившим среднюю школу, возможность свободного выбора профессии.
Политехническая направленность преподавания физики была отражена в новой программе, принятой в 1953 году. Во всех старших классах средней школы были введены физические практикумы с тщательно продуманным содержанием, которые проводились параллельно с фронтальными лабораторными занятиями. Для учителей было выпущено пособие, которое включало в себя перечень оборудования для физического практикума, методику проведения практикума и инструкции к работам. Прототипом «Прибора для демонстрации зубчатой передачи» (рис.1-2), скорее всего, послужил опытный образец лабораторного прибора, описание технических характеристик которого представлено в книге «Практикум по физике», 1954.

Рисунок 1. Внешний вид прибора для демонстрации зубчатой передачи. Прибор разбирается на составные части: деревянная рейка с прорезью и муфтой для крепления в штативе; две шестеренки диаметром 5 см, число зубцов – 15; две шестеренки диаметром 9 см, число зубцов – 30;
одна шестеренка диаметром 15 см, число зубцов – 45; два неподвижных блока диаметром 4 см;
оси, гайки, шплинты по три штуки.
Рисунок 2. Вид прибора сверху. Ведущая шестерня с ручкой укреплена в рейке неподвижно. Одна гайка утеряна и заменена самодельной. Прибор изготовлен на заводе «Физприбор», г. Киров в 1960-ые г.

Передача движения с помощью зубчатых колес/шестерней в коробках передач станков, автомобилей, трамваев и т.п. подробно рассматривается в стабильном учебнике физики А.В. Перышкина и В.В. Крауклиса (1966 г.), т.к. существующие на то время трудовые политехнические практикумы среди прочих включали машиноведение. Однако, в начале 1970-ых материал о из программы по физике был изъят, т.к. изменился список трудовых политехнических практикумов, которые строились в тесной связи с общеобразовательными предметами. Перечень некоторых трудовых политехнических практикумов на 1971/72 учебный год дает представление о том, какими практическими умениями овладевали старшеклассники в учебно-производственных комбинатах во внеурочное время: по электротехнике, радиоэлектронике, металлообработке, автомобилю, техническому черчению, прикладной химии и др.

Органайзер исследователя
1. Поясните как реализуется принцип - «видимость/обозреваемость» в данном демонстрационном приборе.
2. Посмотрите короткое видео и объясните причину значительной скорости вращения «ведомой шестерни». ПОДСКАЗКА: обратите внимание на рисунок 2.
3. Сравните точки зрения авторов учебников физики для средней школы, изданных в 1868 г. и 1966 г. на теорию зубчатых колес, используя конспекты и оригинальные тексты параграфов.


Рейтинг@Mail.ru