В кабинете физики СПб АППО хранится инвентаризационная опись № 2, начатая 1 октября 1946 г., где значатся названия восьми графических схем на бумажной основе. В наличии всего две схемы: № 4199 – «Дифракционная решётка» и № 4205 - «Интерференция волн». Схемы выполнены на плотном картоне красной и черной тушью, окантованы тканью на клеевой основе; в хорошей сохранности.
 |
 |
| Рисунок 2.Схема под № 4199. Размер 59 х 80 см. |
Рисунок 1. Схема № 4205. Размер 80 х 118 см. |
В течении ряда лет специалисты виртуального музея обращаются к инвентаризационной описи № 2 при атрибутировании наглядных пособий, поэтому по номеру научились ориентироваться во времени постановки на учет того или иного прибора. Для нашего случая это 1930-ые годы – время деятельности Государственного института научной педагогики (ГИНП) в Соляном городке. По имеющимся источникам информации установлено два факта, которые позволили полностью атрибутировать графические схемы.
 |
| Рисунок 3 |
I. Книга
«Методика преподавания физики в 10 классе», изд.1935 г., авторы П.А. Знаменский, В.А. Зибер, Е.Н. Кельзи и М.Ю. Пиотровский (сотрудники кабинета физики ГИНП).
На странице 110 представлен рисунок 48 интерференции волн (рис.3) и объяснение обозначений:
«От источников S1 и S2 распространяются волны одинаковой амплитуды и длины. Сплошные дуги изображают гребни волн, а пунктирные линии – впадины. Через точки, отмеченные кружками, одновременно проходят гребень и впадина. В этих точках волны гасят друг друга, поэтому … на экране АВ будут в М1 и М1 темные полосы. Через точки, отмеченные крестиками, одновременно проходят два гребня и две впадины. В этих местах получаются максимумы колебаний…»
По поводу схемы «Дифракционная решетка»: на этой же странице описывается фронтальный опыт, где ученик перед глазом держит небольшой экран с двойной щелью и с помощью лупы рассматривает действительные изображения интерференционных полос. С помощью схемы № 4199 учитель имеет возможность разъяснить явления.
II. Накануне издания «Методики преподавания физики в 10 классе», в июне 1935 года работала научная сессия ГИНП. По секции методики физики подводились итоги исследовательской работы по составлению методики преподавания в 10 классе. В ноябрьском методическом сборнике
«Математика и физика в средней школе» № 6, 1935 на страницах 116-117 дан отчет о работе секции методики физики. В конце отчета содержится информация, что во время работы сессии была организована выставка, где в частности представлялись образцы таблиц по оптике, сделанные по указаниями
М.Ю. Пиотровского.
Таким образом, с достаточной долей вероятности можно утверждать, что сохранившиеся графические схемы разработаны
М.Ю. Пиотровским и изготовлены в мастерских ГИНП в 1934-1935 гг.
Органайзер исследователя
1. Рассмотрите еще раз рисунок 3 и рисунок 1. Выскажите ваши предположения, показывающие, что на основании рис.3 была составлена графическая схема «Интерференция волн».
2. С помощью графической схемы «Дифракционная решетка», разъясните как получается интерференционная картина на экране.
3. Проведите наблюдение явлений дифракции и интерференции в домашних условиях. Рекомендации
здесь.