НАЗАД Универсальный комплект для основной, средней (полной) школы и учреждений начального профессионального образования

Комплект разработан в соответствии с блочно-тематическим принципом и представлен наборами: «Механика», «Молекулярная теория и термодинамика», «Электричество», «Оптика». Оборудование комплекта соответствует примерным программам основного и среднего (полного) образования. Универсальный комплект имеет гриф «Рекомендовано МО РФ».
На базе комплекта разработана «ЕГЭ-лаборатория», а также задания по фотографии для контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике1. Поэтому использование комплекта обеспечивает оптимальные условия для подготовки выпускников к итоговой аттестации.

1) Набор лабораторный «Механика» предназначен для проведения лабораторных работ по различным разделам механики, проведения работ практикума, а также решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих работ: градуирование пружины и измерение сил динамометром; измерение силы трения скольжения; выяснение условия равновесия рычага; изучение устройства подвижного и неподвижного блоков; определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости; изучение «золотого правила» механики; измерение скорости неравномерного движения; исследование зависимости скорости равноускоренного движения от времени; измерение ускорения движения тела; исследование зависимости перемещения от времени при равноускоренном движении; проверка соотношения перемещений при равноускоренном движении; исследование движения тела под действием нескольких сил; измерение жесткости пружины; измерение коэффициента трения скольжения; изучение движения тела, брошенного горизонтально; определение ускорения тела на основе второго закона Ньютона; изучение равновесия тел под действием нескольких сил; изучение закона сохранения механической энергии; измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Набор составляют следующие элементы и устройства: направляющая рейка; каретка; электронный секундомер с 2 датчиками; рычаг с осью; крючок (2 шт.); желоб (трубка) с держателем; штатив (основание, стойка, муфта); подвижный блок; неподвижный блок; груз (4 шт.); шарик; бумага копировальная: коврик из пористого пластика; тесьма; металлическое рабочее поле.
Для выполнения некоторых опытов необходим динамометр с пределом измерения 1 Н. Принципиально новым, отличающим набор «Механика* от существующего в настоящее время лабораторного оборудования для изучения механики, является применение электронного секундомера, включаемого и выключаемого с помощью двух датчиков с магнитоуправляемыми контактами. Электронный секундомер является первым в серии измерительных приборов, которые выпускаются с использованием самых современных технологий и имеют единый стиль внешнего оформления. Основные элементы набора лабораторного «Механика» изготовлены из цветного пластика с применением литьевых технологий.
При выполнении экспериментального задания, например измерении промежутка времени, затрачиваемого телом на движение между двумя определенными точками траектории, ученик подключает к секундомеру разъем, к которому подходят кабели от обоих датчиков, и. пользуясь линейкой на направляющей рейке, устанавливает датчики в интересующие его точки. Прохождение каретки, в боковую поверхность которой вмонтирован магнит, мимо первого датчика включает секундомер, а замыкание контакта второго датч и ка останавливает счет времени, и. таким образом, интервал времени движения оказывается измеренным с погрешностью 0,01 с.

2) Набор лабораторный «Молекулярная физика» предназначен для проведения лабораторных работ при изучении тепловых явлений, свойств газов, жидкостей и твердых тел, проведения работ практикума и решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих работ: градуирование термометра; построение графика зависимости температуры холодной и температуры горячей воды от времени при теплообмене: измерение удельной теплоемкости; исследование уравнения теплового баланса при смешивании холодной и горячей воды: построение графика зависимости температуры воды от времени; исследование мощности двухсекционною -электрического нагревателя; наблюдение плавления кристаллических и аморфных веществ: измерение абсолютной и относительной влажности и определение точки росы; исследование изотермического процесса; исследование изохорного процесса; определение работы по сжатию газа графическим способом; исследование деформации резинового образна.
Набор составляют следующие элементы и устройства; термометр (2 шт.); термометрическая трубка на основании; калориметр; набор калориметрических тел; двухсекционный нагреватель; прибор для исследования деформации резины; манометр стрелочный; прибор для изучения изотермического процесса; прибор для изучения изохорного процесса; стаканчик емкостью 150 мл; психрометрическая таблица; таблица «Зависимость давления и плотности насыщенного водяного пара от температуры».
Для выполнения опытов необходимы: штатив лабораторный, источник постоянного и переменного тока. Набор лабораторный «Молекулярная теория и термодинамика» отличается or аналогов по ряду позиций. Принципиально новым является применение для изучения изопроцессов прямых способов измерения объема газа и избыточного над атмосферным давления газа с использованием стрелочного манометра. Это позволило избавиться от использования жидкости при изучении газовых законов, обеспечить необходимую точность выполнения экспериментов.
Набор позволяет провести ряд опытов при введении понятия температуры: градуирование термометра; наблюдение процесса установления состояния теплового равновесия.
Двухсекционный нагреватель позволяет в значительной степени разнообразить исследования теплового действия тока.

3) Набор «Электричество» предназначен для проведения лабораторных работ по темам «Законы постоянного тока». «Электромагнитные явления» и решения экспериментальных задач.
Этот набор используется для проведения следующих лабораторных работ: сборка электрической иепи и измерение силы тока на ее различных участках; измерение напряжения на различных участках электрической цепи: регулирование силы тока реостатом: наблюдение химического действия электрического тока: сборка гальванического элемента и испытание его действия; исследование зависимости силы тока на участке цепи от напряжения; исследование зависимости силы тока на участке цепи от его сопротивления; измерение сопротивления проводника при помоши амперметра и вольтметра; измерение мощности и работы тока в электрической лампе; изучение магнитного поля постоянного магнита: изучение электродвигателя постоянного тока; измерение КПД электродвигателя; измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока: измерение удельного сопротивления проводника; изучение последовательного соединения проводников; изучение параллельного соединения проводников; определение заряда электрона: наблюдение действия магнитного поля на проводник с током: изучение явления электромагнитной индукции.
Набор составляют следующие элементы и устройства: ключ; кювета с электродами; лампа с колпачком (2 шт.); проволочный резистор (2 шт.): переменный резистор (потенциометр); электродвигатель; катушка-моток (2 шт.); магнит полосовой (2 шт.); зажим пружинный (2 шт.); компас; соединительные провода (8 шт.); металлическое рабочее поле.
При использовании набора необходимы дополнительно: электроизмерительные приборы 1.29. источник питания 3R 12Р на 4,5 В или 1.27. В экспериментах по изучению электромагнитных явлений используется штатив из набора лабораторного «Механика» или штатив.
Все элементы, из которых составляются электрические цепи, смонтированы на стандартных платформах размером 70x35 мм, которые изготовлены из цветного пластика. В основании платформ имеются магниты, что в сочетании с металлическим рабочим полем обеспечивает удобное и надежное закрепление элементов электрической иепи. Применение проволочных постоянных резисторов, а также потенциометра со специально подобранными номиналами обеспечивает наглядность эксперимента.

4) Набор «Оптика» предназначен для проведения лабораторных работ по геометрической и волновой оптике, сборки моделей оптических устройств.
с: помощью этого набора можно выполнить следующие лабораторные работы: исследование явления отражения света: построение изображения предмета в плоском зеркале; сборка модели зеркального перископа; наблюдение преломления спета плоскопараллельной пластиной; наблюдение преломления света на границе раздела двух сред; наблюдение преломления света призмой; исследование явлении преломления света; измерение показателя преломления вещества; прямое измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы; измерение фокусного расстояния собирающей линзы с использованием формулы линзы; измерение фокусного расстоянии и оптической силы рассеивающей линзы; получение изображения при помощи линзы; сборка модели проекционного аппарата; сборка модели микроскопа; сборка модели трубы Кеплера: сборка модели Трубы Галилея; наблюдение дифракции света; наблюдение интерференции света; измерение длины световой волны; наблюдение поляризации свега: наблюдение дисперсии.
Набор составляют следующие элементы и устройства: линза сферическая (3 шт.); поляроид (2 шт.); дифракционная решетка; плоский полуцилиндр; плоскопараллельная пластина со скошенными гранями; плоское зеркало: экран с проре зью; лимб; держатель оптических элементов (3 шт.): лампа с колпачком; кювета с прозрачными стенками; коврик пластиковый; соединительные провода (3 шт.).
Для проведения опытов необходимы: металлическое рабочее поле из набора лабораторного «Механика» или из набора «Электричество», источник питания на 4,5 В.
Набор «Оптика» реализует двумерный вариант размещения элементов оптической схемы учебной экспериментальной установки, что существенно расширяет возможности постановки эксперимента и, бесспорно, приближает учебные оптические схемы к реальным. Широкое использование магнитов как для закрепления держателей оптических элементов, так и для фиксации самих элементов в держателях позволяете помощью предельно простых средств настроить оптические схемы. Так, получив с помощью оптической схемы увели- ченное изображение объекта, ученик легко может проанализировать влияние положения линзы вдоль оптической оси и в перпендикулярном направлении на размеры изображения, его положение на экране и характер искажений.
Набор «Оптика» отличается от аналогов тем, что позволяет реализовать не только субъективный способ измерения длины световой волны (наблюдение мнимого изображения спектра), как и при использовании прибора Юнга, но и объективный, при котором действительное изображение дифракционного спектра наблюдается на экране.
1) См., например. В. А. Орлов, Г. Г. Никифоров, Н. К Ханнанов. Учебно-тренировочные материалы дли подготовки к ЕГЭ. Физика. М.: Интеллект-Центр. 2005

Рейтинг@Mail.ru