Самодельный прибор похожий на ареометр с постоянной массой

I. Ареометры с постоянной массой - есть стеклянные плавающие снаряды, масса которых определена раз и навсегда. Все они состоят из стеклянной трубки на нижнем конце которой находятся утолщения разной формы и маленький пузырь, содержащий ртуть или дробь для того чтобы снаряд,сохранял в жидкости вертикальное положение. Один и тот же снаряд, помещенный в разные жидкости, углубится на различные величины. Все эти ареометры отличаются.



Для того, чтобы сделать деления на ареометрах, употребляемых для жидкостей плотнее воды, балласт регулируют так, чтобы ареометр в чистой воде погрузился почти до вершины трубки. Потом его погружают в раствор морской соли, содержащей 85 частей чистой воды и 15 частей соли: в той точке, до которой он погрузился, ставят 15. Промежуток между этими двумя точками делится на 15 равных частей, которые называются градусами ареометра и продолжаются до конца трубки. [1]

II. Самодельный прибор, выполненный из круглодонной колбы с длинным горлышком, на первый взгляд, относится к ареометрам постоянной массы:
1) «стеклянный снаряд с пузырем», содержащий балласт, закрытый пробкой;
2) Уровень воды при погружении в неё самодельного прибора, находится близко к «вершине ареометра»;
3) шкала разделена на равные части и продолжается вдоль всей трубки.
Однако шкала прибора обладает рядом особенностей. С «вершиной ареометра» совпадает верхний предел шкалы -12, а не ноль отсчета (см. часть I). Числа возле штрихов шкалы нанесены не по правилам, т.е. меньшей плотности соответствует большее число.
Из этого следует, что «снаряд» не мог использоваться как измерительный прибор – ареометр. Каким же было его функциональное назначение? Запись на бумажной шкале указывает, что при проведении опытов использовались разные жидкости: вода, денатурированный спирт и насыщенный раствор соли.
На начальном этапе изучения физики всегда уделялось большое внимание сущности физических явлений и их свойствам. В связи с этим на протяжении многих лет неизменными остаются учебные темы: тела и их свойства, притяжение и сила тяжести, гидростатика; тепловые явления; звук; геометрическая оптика; электростатика, магнетизм, действия электрического тока. Стабильность содержания курса школьной физики в течение последних 150 лет дает возможность понять способы использования самодельного прибора. Попробуем предположить возможные варианты, использования самодельного прибора в курсе физики современной основной школы.

[1] Ферне. Курс физики.1868.

Рейтинг@Mail.ru