Николай Сергеевич Дрентельн
«...Едва ли нужно доказывать, что опыт, в особенности в начальном преподавании, должен быть прост, нагляден и убедителен; иначе его не стоит и производить.
В него должны входить лишь такие элементы, которые необходимы, не должно быть ничего лишнего; ход опыта должен быть ясен во всех подробностях; результат должен быть настолько определённым, чтобы не вызывать сомнений. Всему этому в нашем предмете, в особенности на первой его ступени, лучше всего удовлетворяет умение преподавателя пользоваться по возможности простыми приемами, чтобы вызвать требуемое явление, и собственноручное изготовление необходимых «приборов»...
Удача опыта конечно должна стоять на первом плане. Нет ничего вреднее опытов, если они обыкновенно не удаются, - если взамен «голоса природы» раздается лишь голос учителя».
Дрентельн Н.С. 1918 г.
Известный российский физик-методист Николай Сергеевич Дрентельн происходил из семьи, родоначальник которой был в конце XVII в. Ревельским бургомистром. В историю России вошло несколько представителей этого рода. Так, дядя Николая Сергеевича, А. Р. Дрентельн, был командующим киевским военным округом, генерал-адъютантом, а в 1878-1888 гг. – шефом жандармов и главным начальником III Отделения. Двоюродный брат Николая Сергеевича, Александр Александрович, был командиром лейб-гвардии Преображенского полка, генералом, состоял штаб-офицером для поручений при Императорской Главной Квартире, и часто упоминается в дневниках Николая II как спутник его поездок, прогулок, собеседник. Отец Николая Сергеевича, также бывший военный, не столь успешный в своей карьере, был склонен к занятиям наукой. В Зоологическом музее долгое время сохранялся экземпляр рыбы калуги, выловленный С. Р. Дрентельном.
Николай Сергеевич родился 19 мая 1855 года в Иркутске, где в то время служил его отец. Он окончил 7 реальную гимназию в Петербурге, учился сначала в Технологическом, а затем в Горном институтах. С четвертого класса его одноклассником был В. М. Гаршин. Возникшая дружба продолжалась, но особенно тесной была в студенческие годы.
С конца 1870-х гг. он принимает участие в работе Педагогического музея военно-учебных заведений и сближается с учеными, методистами и учителями, группировавшимися вокруг него. В 1892-1914 гг. работает в Земской учительской школе, потом преподает в вечерних классах Путиловской школы.
Н. С. Дрентельн одним из первых учителей физики ввел практические занятия с учащимися. Ему пришлось не только конструировать некоторые приборы и руководить их изготовлением, но и делать самому.
Физические классы Дрентельна в Земской учительской школе и Кадетском корпусе постоянно посещали учителя, преподаватели Университета. Н. С. Дрентельн создал большую физическую лабораторию из оригинальных приборов. Каждая демонстрация, каждый лабораторный эксперимент были им методически выверены, подкупали простотой и продуманностью. Он считал, что ход опыта должен быть ясен во всех подробностях, а результат – не вызывающим сомнений.
Исключительной заслугой Н. С. Дрентельна является созданный им оригинальный курс физики, основанный на изучении физических явлений с помощью простых опытов на самодельных и упрощенных приборах. Спустя 100 лет коллектив из нескольких методистов под руководством академика РАО В. Г. Разумовского попытался осуществить аналогичную, но гораздо менее успешную попытку построения такого курса.
Кроме «Начального учебника химии» и «Начальной физики» Н. С. Дрентельном созданы пособия по простым физическим опытам и практическим работам, в которых обобщен как его собственный опыт, так и опыт многих его коллег. Высокую оценку физиков получила книга Н. С. Дрентельна «Физика в общедоступном изложении», в которой все основные достижения физики того времени даны без математических формул, но зато с привлечением повседневного опыта. Он продолжил эту успешную работу, написав такие замечательные книги как «Физика для всех» и «Механика для всех», а итогом всей деятельности стали «Физические опыты в начальной школе».
С 1817 г. Н. С. Дрентельн занимался организацией образцового физического кабинета, читал лекции на курсах для учителей. Он умер 25 января 1919 г.