Владимир Владимирович Лермантов
«Всякий современный юноша должен научиться в школе,
чтобы вступить в жизнь вооруженным наукою:
1. Умению наблюдать и делать измерения.
2. Умению делать нужные вычисления по методам математики.
3. Умению почерпать знания из книг, когда в этом явится надобность».
Лермантов В. В. 1903 г.
Отец Владимира Владимировича Лермантова, приходившийся двоюродным братом поэту Лермонтову служил в военной
службе, а впоследствии был инспектором классов Корпуса
(переименованного потом в институт) инженеров путей сообщения. В. В. Лермаптов родился в 1845 г., когда отец его уже
был в отставке. С раннего детства В. В. проявлял особую склонность ко всякого рода мастерству и к производству физических
и химических опытов. Своей любимой игрушке, деревянной
лодочке, он дал имя: «Всеумелка делать». Этим оригинально
составленным словом он еще в детстве выразил девиз своей жизни. Первоначально В. В. учился дома, а затем поступил прямо
в предпоследний класс гимназии. По окончании гимназии с золотой медалью он сделался студентом физ.-мат. факультета Петербургского университета. По окончания университета В. В.
в течение некоторого времени был вольнослушателем Технологического института; однако к деятельности инженера (казалось бы, наиболее подходящей для него) В. В. не возымел влечения. Вместо того он посвятил себя педагогической работе,
приняв участие в новом тогда деле организации и ведения практических лабораторных занятий по физике для студентов Петербургского университета. Как оставленный при университете,
В. В. естественно мог надеяться стать физиком-исследователем;
но для него вскоре стало ясно, что занятия со студентами, требуя большой затраты времени, не могут быть совмещены с
научно-исследовательской работой. В выборе, что предпочесть, — ограничиться ли незавидным положением лаборанта
и руководить занятиями студентов, или же продолжать свою
научную работу и пойти в профессуру, — В. В. остановился
на первом решении (руководствуясь, быть может, догмой человека 60-х годов, состоявшей в том, что пе следует непременно
добиваться высокого положения, если условия жизни позволяют ограничиться более скромным местом, и исполнять такую
работу, которая является важной и ответственной, но которой
другие пренебрегают ввиду ее малой оплаты и связанного с
нею невиданного положении). Такое добровольное отречение
от личных интересов имело ту отрицательную сторону, что научные работы В. В., касавшиеся передовых вопросов тогдашней
физики, остались без дальнейшего развития. Зато деятельность
В.В. в университете оказала несомненное и благотворное влияние на историю физики в России. В течение более чем четверти
века все студенты-физики Петербургского университета проходили через школу В. В. и обучались у него искусству экспериментирования. Целый ряд ученых очень многим обязан В. В.
Окончив Санкт-Петербургский университет, остался
работать лаборантом. Занимался экспериментальной
физикой. Создал более 100 учебных и демонстрационных
приборов. Читал студентам курс «Введение к практическим
занятиям по физике». Многие годы его книга «Методика
физики и содержание приборов в исправности» (первое
издание 1886 г.) была единственным методическим пособием для школьных учителей.
Ключевые педагогические идеи: доступность минимальных
требований ко всем предметам и создание условий для
«достижения возможно высокой степени успеха по
излюбленным предметам»; применение на практике (в быту,
технике, других науках) законов физики; собственные
опыты учеников; деление учебника на две части: «для
заучивания и физическую хрестоматию для чтения»;
концентрическое изучение предмета.
Сохраняя свою прежнюю любовь к ручному труду и непрерывно совершенствуясь в своих умениях, В. В собственноручно изготовлял модели многих приборов своей конструкции,
работая не как ремесленник, а имея, по его словам, ввиду попутно получить какие-либо новые сведения по свойствам или
по технике обработки тех материалов, которые при этом им
применялись. Благодаря этому он зачастую был в состоянии
давать весьма ценные указания мастерам-сиециалистам. Студентам он внушал, что для успеха экспериментального исследования ученый должен уметь работать сам, и давал указания, как
приниматься за дело, чтобы инструменты и материалы были послушными в руках работающего. Большинство студентов-специалистов, следуя его указаниям, достигало желаемых результатов в весьма короткий срок. С течением времени вошло в обычай (и не только среди работавших в физической лаборатории,
но и среди более широких кругов), в случае возникновения разного рода практических пли теоретических затруднений обращаться за помощью к В. В.
Заслуги В. В. перед Петербургским университетом были
отмечены в 1894 г. присвоением ему звания приват-доцента (в
указанном году исполнилось 26 лет его лаборантской службы).
Примерно с 1900 г. В. В. стал особенно интересоваться
методами преподавания в средней школе. Сам он преподавал
в школе лишь года два (по окончании университета), но на основании многолетних наблюдений над студентами он пришел
к заключению, что существенный недостаток всей постановки
школьного дела заключается в том, что в течение всего курса
(7—в лет средней и 4—6 лет высшей школы) учащиеся не получают ничего законченного. Поэтому необходимо иметь несколько
последовательных школьных ступеней,-— таких, чтобы по прохождении каждой из них учащийся получал нечто законченное,
вполне достаточное для известного рода деятельности.
Весьма серьезно вредил В. В. Лермантову физический недостаток — глухота. Случайная болезнь, на которую он пе
обратил достаточного внимания, приняла хроническую форму.
Это обстоятельство лишило В. В. возможности припимать участие в общественной жизни.
В. В. не находил для себя удовольствия в общепринятых
развлечениях (посещении театров и т. п.), и вся жизнь его проходила либо в работе и чтении книг, либо в полном отдыхе.
В, В. мало заботился об увеличении своих доходов и часто
работал на пользу других безвозмездно. В расходах на себя В. В.
был крайне скромен; в то же время он давал в долг деньги
лицам, о которых знал, что не получит своих денег обратно.
Последние полтора года своей жизни (1917—1918) В. В.
провел в глуши Тверской губернии, куда поехал для летнего
отдыха и где остался. Идя навстречу нуждам местного населения, В. В. стал производить опыты по изготовлению красок
для домашних тканей, по сварке сломанных кос и т. п. Как
искусный мастер — кузнец, паяльщик, лудильщик, часовщик
и столяр — В. В. очень скоро приобрел широкую известность
в окрестных деревнях, и к нему потянулась длинная вереница
клиентов со всякой ломаной утварью, которую он за очень
скромное вознаграждение в виде продуктов питания (а зачастую и даром) приводил в порядок. Оставаясь верным себе,
В. В. и здесь не бросил педагогической деятельности: вел беседы с крестьянами и занимался науками и ремеслами с местными школьниками, очень охотно к нему приходившими.
У В. В. было чрезвычайно развито чувство общественности;
безвозмездная работа на общую пользу доставляла ему громадное удовольствие. Среди крестьян, постоянно видевших его в
утренние часы с лопатой в руках исправляющим проезжую дорогу, он получил прозвище "праведника".
Несмотря на сравнительно сносные по тогдашнему времени
условия существования в деревне, у В. В. осенью 1918 г. развилась давно назревавшая сердечная болезнь; в октябре он
вернулся в Петроград настолько больным, что уже не был в
состояпии выходить из дома. Все же, сохраняя полную ясность
мыслей, он продолжал заниматься литературным трудом до
последнего дня своей жизни. Он умер 4 января 1919 г.
Лермантов В.В. в Википедии.
ЛЕРMАНТОВ В.В. МЕТОДИКА ФИЗИКИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Лермантов В.В. Объяснения практических работ по физике. 1903 г.