П.А. Знаменский – основоположник советской методики преподавания физики в школе.

Варваркина Елена Владимировна, учитель физики ГБОУ СОШ № 380 Красносельского района,
Долженко Елена Васильевна, учитель физики ГБОУ лицей № 590 Красносельского района, к. п. н.


План выступления:
1. Краткие биографические сведения.
2. Начало работы.
3. Начало методической работы.
4. Основные методические труды, основные методические идеи.
− Общая методика.
− Задачи.
− Эксперимент.
5. Общественное признание.
6. Работа на кафедре.
7. Сквозь ленту времени – преломление методики Знаменского в современном образовательном процессе.



ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ БИОГРАФИИ.

Материалы к биографии П.А. Знаменского:
1. Автобиография.
2. Характеристика.
3. Выписка из протокола о присвоении звания.
4. Рисунок.

Петр Алексеевич Знаменский родился 11(23) сентября 1878 года в Вологде. В 1895 г окончил Псковскую гимназию, в 1901 г. окончил физико-математический факультет Петербургского университета, где одним из его учителей был О.Д. Хвольсон.
По окончании университета первые три года преподавал физику и математику (в Кронштадте и в Петербурге) сначала в Кронштадтском реальном училище и в Кронштадтской женской прогимназии, затем в ряде Ленинградских училищ и гимназий (в реальном училище Гуревича, в реальном училище Ногинского, в 10-ой гимназии, в 12-ой гимназии).
С 1904 года перешёл исключительно на преподавание физики и преподавал в двух наиболее прогрессивных в то время учебных заведениях — в гимназии Оболенской и в Тенишевском училище. Частное Тенишевское училище располагало хорошим коллективом выдающихся педагогов. В составе этого коллектива, с такими деятелями, как Г.М. Григорьев, И.Н. Кавун, В.Н. Верховский, К.П. Ягодовский и начал свою деятельность Петр Алексеевич.
В 1910 совместно с Григоровичем и Кавуном году вышла его первая печатная работа «Практические занятия по физике для учащихся средней школы». (Первое издание в 1910г., 4-ое издание в 1924г.) Уже тогда особенно близким и дорогим Петру Алексеевичу, главным вопросом в преподавании физики для него был вопрос организации лабораторных работ в средней школе.
С 1904г и до начала Отечественной войны он активно работает, принимает деятельное участие: В первые годы советской власти в Петрограде под руководством О.Д. Хвольсона и П.А. Знаменского работала Палата по наглядным пособиям, которая не только рассматривала проекты новых пособий, но и проводила выставки, обучение учителей, организовывала производство пособий для школы.
В1906г – 1908 преподает физику на сельскохозяйственных курсах.
Кроме этого, он Результатом этого явилась широкая известность П.А. Знаменского среди учительства и привлечение его к руководству методической работой.

СМИ о П.А. Знаменском:
1. Газета "Советский учитель" от 17 октября 1963 г. "Для школы, для науки".
2. Газета "Советский учитель" от 7 ноября 1953 г. "Учитель тысяч учителей".
3. Газета "За кадры", 1938 г. "Дело всей жизни".

С 1918 и до начала Отечественной войны он занимается научной и педагогической деятельностью в различных вузах и научных учреждениях:

Педагогическая деятельность П.А. Знаменского:
1. На занятиях со студентами.
2. Тетрадь для планов уроков.
3. Планы. МКТ.
4. Планы. Электричество
Великая Отечественная война.
С декабря 1941 г. по декабрь 1942 г. Знаменский в эвакуации в городе Молотовске Кировской области, в составе Молотовской группы профессоров.
С декабря 1942 г. до мая 1944 г. - эвакуация, Москва, несколько лет работы в Государственном научно-исследовательском институте школ в Москве и научно-методическом совете Наркомпроса.
Возвращение в Ленинград.
С 1944 по 1946 г. Петр Алексеевич заведует кафедрой физики Ленинградского городского института усовершенствования учителей.
С 1945 по 1960 г работает в НИИ педагогики АПН, где возглавляет сектор методики физико-математических предметов.
С 1946 по 1949 г. - ответственный редактор журнала «Физика в школе».
С организацией Академии педагогических наук РСФСР он был избран ее членом-корреспондентом
В 1947 г. Знаменским создан учебник по методике преподавания физики для педагогических институтов
До 1947 г. Петр Алексеевич не порывал связи со средней школой, оставаясь преподавателем физики 192-й школы Дзержинского района, образовавшейся из бывшего Тенишевского училища.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ЗНАМЕНСКОГО

Известно, что в 20-30-е гг. XX века возникло определенное противопоставление подходов между ленинградской и московской методическими школами. Благодаря работе П.А. Знаменского и его сотрудников именно ленинградский подход к формированию программ, проведению лабораторных работ и демонстрационному эксперименту, обучению решению физических задач стал ведущим в Советском Союзе.
Важнейшими достижениями и наиболее крупными трудами П.А. Знаменского и его соратников являются:
  1. «Методика преподавания физики в средней школе» - 1936г., учебник для педагогических институтов, первая российская методика физики.
  2. «Сборник задач и вопросов по физике» -1950 г. Первый стабильный школьный задачник, выдержавший более 30 изданий и проработавший в советской школе до конца 60-х годов. Благодаря этому стала развиваться система обучения решению школьных физических задач, продолженная его соратниками, учениками и последователями: П.А. и А.П. Рымкевичи, В.И. Лукашик, В.П. Демкович, Г.Н. Степанова, А.Е. Марон и др.
  3. «Лабораторные занятия по физике» важнейшая из работ и наиболее масштабный труд, который содержит описание около шестисот лабораторных работ, и каждое описание составлено так, что полностью вооружает учителя по данному вопросу.
В «Методике» Знаменский впервые: Первым: Впервые предложил: Кроме этого, Знаменский описал нужные качества демонстрационных приборов, их характеристики, обосновал необходимость приборов фабричного производства и необходимость развития навыков работы с приборами, предложил решение проблемы недостатка приборов.
Рассмотрел вопросы историзма в связи с неравномерностью развития физики, и необходимость создания наглядных пособий по истории физики.
Разработал требования к кабинету физики и его оборудованию, детально описал класс-аудиторию, класс-лабораторию и всё содержимое: лаборантскую, оснащение, мебель и инвентаризацию, перечень приборов.
Также Знаменский пишет о важности записей и зарисовок на уроках физики, о записях уч-ся в тетради, о роли учебника и дополнительной литературе, о важности повторения (теория, задачи, л/р),о классных досках, о важности планирования и его контроле, о подготовке учителя к уроку и учете успеваемости уч-ся, дает советы по ТСО.
Он заложил основы ЗУН, разработал рекомендации по экзаменам, впервые написал о внеклассных занятиях по физике, разработал содержание и формы этих занятий (учебные, внеучебные), их разновидности, написал о зачатках научной работы, рефератах, докладах, о крупных мероприятиях (вечера и т.д.), о создании физических кружков (современная «внеурочка»).

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ

По методике решения задач: задачи способствуют усвоению и расширению знаний, пониманию функциональных зависимостей, применению теории на практике, развитию логического мышления, с/р уч-ся, связи физики и математики, контролю знаний.
Он предложил классификацию задач на качественные, экспериментальные, вычислительные (тренировочные и комбинированные), определил место задач в учебном процессе (как элемент урока, полностью урок решения задач, л/р с задачами), предложил разделить методы решения задач на аналитический (ищем исходную формулу) и синтетический (анализ условия пока не дойдем до формулы).
Предложил структуру анализа процесса решения задач: На примере из задачника видим разнообразие выбора объекта в кинематической задаче (шарик, планета, пешеход, самолет, бикфордов шнур, радиоволна, струя жидкости…)

МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

По книге «Лабораторные занятия по физике» (том 1, том 2).
В этой книге Знаменский: На тот момент времени предложил политехнические л/р – изучение какого-либо устройства.
Придавая большое воспитательное значение фронтальным л/р, выявил их недостатки, например, то, что они не требуют отчета.
Считал, что сами учащиеся должны проделать и подготовить опыт (для усиления ощущений), а в ряде работ они могут предварительно вычертить, или вычислить возможный результат, затем его на опыте проверить.
В ходе лабораторного эксперимента ученики: Знаменский анализирует роль л/р в развитии практических умений и навыков, «не проверка законов, а установление связи», пишет о важности умения обращаться с приборами и ТБ. Считал важным: Пишет о выборе тем л/р, о системе разных л/р в одном уроке и системе одной работы, приводит примеры, об общих требованиях к приборам и их хранению, о самодельных приборах (когда не было).
Впервые пишет о погрешностях и округлениях.
В 1 части его книг по эксперименту работы лучше адаптируются к сегодняшнему дню, во 2 части хуже, много работ устаревших.
Выдающийся педагог, физик-методист, глава ленинградской методической школы, член-корреспондент Академии педагогических наук (с 1944 г.), доктор педагогических наук (с1933 г.), профессор (с1925), заслуженный деятель науки РСФСР (с1959г.), Знаменский на протяжении многих лет вносил во многом определяющий вклад в развитие преподавания точных и естественных наук в советской школе. Эта деятельность получила широкое общественное признание, о чём свидетельствуют многочисленные статьи в периодических изданиях того времени.
Долгие годы, возглавляя кафедру методики физики в Герцена, щедро делился своим опытом с коллегами и студентами, стремился быть в гуще событий.
Знаменский не только заложил основы отечественной методики, но и придал импульс дальнейшему её развитию. Практически все инновации современности выросли из его идей.

Основы методики по Знаменскому Основные принципы современной методики
Физика как системное представление о природе, её законах Принцип непрерывности и целостности обучения
Усиление роли самостоятельной работы уч-ся Принцип деятельности (системно-деятельностный подход)
Ступенчатость и концентричность обучения Принцип непрерывности ступеней обучения
Тщательность отбора содержания и уровня глубины
его изучения на разных ступенях
Принцип минимакса - возможность получения максимальных знаний
на социально безопасном уровне
Учет возрастных и психологических особенностей мышления уч-ся Принцип психологической комфортности обучения
Дифференцированные задания Принцип вариативности
Постановка опыта, изготовление приборов, составление задач Принцип творчества

Одним из важных этапов деятельности П.А. Знаменского в области методики физики было создание коллектива методистов, объединившихся вокруг Петра Алексеевича.
Его учениками являлись многие сотрудники кафедр педагогических вузов, институтов усовершенствования учителей, методисты и учителя. Он уделял большое внимание повышению квалификации учителей, читал лекции в Ленинградском ИУУ, постоянно работал с методистами. В Ленинграде было организовано постоянное сотрудничество преподавателей педагогического института и ИУУ, многие работали одновременно в обоих учреждениях. Методическая школа Знаменского была известна во всех уголках Советского Союза. Петр Алексеевич Знаменский умер 28 марта 1968 года в Ленинграде и похоронен на Серафимовском кладбище.
Все труды П.А. Знаменского представляют большую ценность для учителей и студентов, готовящихся стать преподавателями физики. В них они находят ясные указания по самым, сложным вопросам методики физики, позволяющие неизменно улучшать постановку преподавания этого предмета.

Рейтинг@Mail.ru