Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 162

Статистика

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 18.04.2024, 09:15
Приветствую Вас Гость | RSS       Запомнить сайт
Виртуальный музей физического оборудования
музейно-педагогического комплекса "Феникс"

Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Главная | Регистрация | Вход
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ


 

КОНЦЕПЦИЯ ВИРТУАЛЬНОГО МУЗЕЯ ФИЗИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ МУЗЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА "ФЕНИКС"

Освоение традиций − источник инноваций,развитие инноваций – основа будущих традиций.
Миссия музейно-педагогического комплекса «Феникс» СПб АППО

Историческая справка

Идея создания виртуального музея физического оборудования, принадлежащего фондам музейно-педагогического комплекса «Феникс», возникла у преподавателей кафедры физико-математического образования Института общего образования СПб АППО в связи с предстоящим 130 - летним юбилеем образования физического отдела Педагогического музея военных учебных заведений (13 декабря 1885 года).
С момента открытия физического отдела им руководил Яков  Игнатьевич Ковальский - один из зачинателей методики физики, неустанный пропагандист преподавания физики, основанного на опытах. Он объединил  вокруг отдела крупных петербургских ученых, преподавателей Университета и учителей-новаторов того времени, понимавших значимость физического эксперимента в преподавании физики. Методика школьного эксперимента, как мощное средство реализации принципа наглядности в преподавании физики, зародилась и интенсивно развивалась благодаря совместным усилиям педагогического сообщества  физического отдела.
Работа участников физического отдела содействовала росту теоретической и практической подготовленности городских и уездных учителей. На общественных началах они проводили публичные научно-популярные лекции, создавали на базе Музея новые наглядные пособия, преподавали на учительских курсах, организовывали съезды преподавателей физики и химии, писали и публиковали первые русские методические пособия по физическому эксперименту и организации практических занятий учащихся.
Приведем, вполне современное по смыслу, высказывание Константина Васильевича Дубровского о развивающем значении ученических практических работ из доклада, внесенного в Постоянную Комиссию Педагогического музея (1881 год): «Польза таких самостоятельных работ по изучению природы велика и разнообразна. Производя вполне самостоятельные, хотя бы и очень простые по содержанию, опыты, ученик становится в ближайшее непосредственное отношение к природе… Помимо такого сближения с природою, вечно законною и справедливою, трудно указать другое средство для развития в молодом складывающемся субъекте сознания роковой законности природных и жизненных явлений (равенство результата вызывающих его причинам), и умения собирать все свои наличные познавательные средства для решения данного вопроса».
Прошло более ста лет, а принцип наглядности при формировании экспериментальных умений обучающихся не потерял своей актуальности и отражен в требованиях образовательного стандарта к планируемым результатам по физике. Например, к универсальным учебным действиям можно отнести достижение предметного результата освоения курса физики основной школы: «приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений».
В настоящее время физический эксперимент как способ формирования экспериментальных умений приобретает новые черты, направленные на  развитие каждого ученика за счет приобретения опыта исследовательской  и проектной деятельности; использования простого самодельного и цифрового лабораторного оборудования; открытия, осмысления и обобщения знаний, полученных из разных источников информации, включая физический эксперимент.

Причины создания виртуального музея

Оснащение кабинета физики всегда было важным условием успешного преподавания и формирования планируемых образовательных результатов освоения курса физики.
Физический отдел Педагогического музея, а впоследствии физический кабинет Академии постдипломного педагогического образования непрерывно пополнялся и пополняется современным оборудованием, которое обеспечивает по настоящее время проведение лекционных демонстраций, методических практикумов по фронтальному эксперименту на курсах повышения квалификации.
Предметы демонстрационного и лабораторного оборудования, включая учебно-методические пособия для учителя и учащегося, школьные учебники физики, бережно сохраняемые в помещениях Академии, условно разбиты на три коллекции:

  • оборудование дореволюционного периода;
  • оборудование советского периода;
  • оборудование постсоветского периода.
Признаки объединения предметов в соответствующие коллекции связаны с этапами развития взглядов на оснащение кабинета физики.
✔Дореволюционный период: конец ХIХ века – начало ХХ века.
 Физическое оборудование предназначается в основном для высшей школы. Оно очень дорого, т.к. изготавливается только за границей. В кадетских корпусах и юнкерских училищах появились специальные помещения для преподавания физики, оборудованные современными приборами и приспособлениями. В школьную практику, благодаря работе физического отдела Педагогического музея, постепенно вводится демонстрационный эксперимент, который осуществляется в основном на самодельных физических приборах из доступных средств. Школьный курс физики стал сопровождаться внеурочными практическими занятиями, которые для учеников носили необязательный характер и посещались ими по желанию.
Таким образом, коллекция «Оборудование дореволюционного периода» объединяет демонстрационные приборы, приобретенные за границей по каталогам и самодельное демонстрационное оборудование из доступных средств.
✔Советский период: 30-е годы – 80-е годы ХХ века.
Разрабатываются требования к демонстрационному и лабораторному эксперименту, и в соответствии с ними налаживается заводское изготовление отечественного оборудования для кабинетов физики. Кабинеты физики в каждой школе оснащаются одинаковым типовым оборудованием. Лекционные демонстрации и лабораторные работы (фронтальные и практикумы) вводятся в урочную систему курса физики общеобразовательной школы и становятся обязательными.
Коллекция «Оборудование советского периода» включает в себя типовое демонстрационное и лабораторное оборудование отечественного производства и некоторые самодельные приборы.
✔Постсоветский период: 90-ые годы ХХ века – начало ХХI века.
Школьное типовое оборудование, соответствующее образовательному стандарту, изготавливают разные фирмы, в том числе и зарубежные. В связи с этим у школ, при оснащении предметных кабинетов, появляется возможность выбора. В школы поставляются принципиально новые информационные средства обучения: компьютеры, мультимедийные комплексы, интерактивные доски, цифровые лаборатории и др. Как следствие возникли новые виды физического эксперимента: компьютерный и компьютеризированный. Для первого вида характерен эксперимент с моделями объектов, явлений и процессов, для второго – натурный эксперимент, где компьютер используется как элемент цифрового измерительного комплекса.
Коллекция «Оборудование постсоветского периода» состоит из типового оборудования кабинета физики отечественного производства; цифровых и виртуальных лабораторий зарубежных производителей. В силу необходимости совмещения типового и цифрового оборудования нового поколения в кабинете сохраняются и изготавливаются самодельные приспособления.
Фактически в Академии представлено демонстрационное и лабораторное оборудование трех кабинетов физики, которые существовали в разное время в Санкт-Петербурге – Петрограде – Ленинграде.
Из сказанного вытекает главная причина создания виртуального музея «Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга», связанная с традициями, заложенными ещё физическим отделом Педагогического музея военных учебных заведений в Санкт-Петербурге.
В настоящее время обязательным элементом каждой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации являются  методические практикумы по демонстрационному и лабораторному эксперименту на базе коллекций физического кабинета Академии. Так сотрудники кафедры физико-математического образования продолжают традиционную работу по внедрению в школьную практику методик и техник использования современного физического оборудования.
Другие причины, определившие создание электронной экспозиции средств наглядности и учебно-методической литературы по физическому эксперименту:
  • недостаточность пространства для размещения коллекций и работы посетителей с предметами коллекции,
  • требования федерального государственного образовательного стандарта к планируемым образовательным результатам и деятельности учителя.
Виртуальный музей «Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга» позволит донести до каждого учителя физики информацию о становлении и развитии методики школьного физического эксперимента, т.к. каждому учителю необходимо знать историю преподаваемого предмета и его место в мировой культуре. С помощью оцифрованных раритетных изданий учитель сможет самостоятельно овладеть разнообразными формами и методами организации самостоятельной деятельности учащихся, в том числе исследовательской. Посещение  электронного хранилища информации будет способствовать развитию профессиональной ИКТ - компетентности учителя.
Цель виртуального музея: расширение музейно-педагогического пространства физического отдела МПК «Феникс» как составного элемента образовательной системы Академии.
Задачи музея:
  • служить цифровым образовательным ресурсом для реализации дополнительных программ переподготовки и повышения квалификации;
  • создать условия для детального изучения редких музейных объектов, имеющих отношение к оснащению кабинета физики;
  • дать возможность освоения отечественных традиций, актуальных для организации демонстрационного и фронтального эксперимента;
  • представить опыт применения музейно-педагогических инновационных технологий в организации внеурочной деятельности по физике.
Содержание, структура и свойства виртуального музея
При формировании коллекций виртуального музея были использованы подходы, позволяющие максимально приблизиться к решению задач сохранения, изучения и освоения культурного наследия Академии. Поэтому для экспонирования были отобраны только те предметы физического оборудования, которые были описаны с помощью библиографических изданий разных лет, сосредоточенных в Академии.
В коллекции музейного раздела виртуального музея вошли приборы заводского изготовления и самодельные приборы.
  1. Отдельные приборы, которые в силу разных объективных причин стали раритетами. Например, давно не применяются в школьной практике спираль Роджета и психрометр Даниэля, т.к. в их работе используются жидкости, вредные для здоровья (ртуть, эфир). Музейной редкостью стали гальваноскопы (индикаторы наличия электрического тока), т.к. их сменили более точные измерительные приборы – амперметры. В школах исчезли деревянные приборы по механике, изготовляемые в первой половине ХХ века промышленными артелями, так как они давали большие погрешности.
  2. Приборы (электроскоп, весы, простые механизмы и т.д.), которые применяются на уроках физики на протяжении более ста лет. Такое постоянство связано с тем, что на начальном этапе изучения физики большое внимание всегда уделялось сущности физических явлений и их свойствам. На протяжении многих лет неизменными остаются учебные темы: тела и их свойства, притяжение и сила тяжести, гидростатика; тепловые явления; звук; геометрическая оптика; электростатика, магнетизм, действия электрического тока. Стабильность содержания курса физики дает возможность проследить изменения, произошедшие с музейными объектами, и способами их использования в практике преподавания физики.
  3. Самодельные приборы и оборудование, изготовленные из общедоступных средств. «…Едва ли нужно доказывать, что опыт, в особенности в начальном преподавании, должен быть прост, нагляден и убедителен; иначе его не стоит и производить. В него должны входить лишь такие элементы, которые необходимы, не должно быть ничего лишнего; ход опыта должен быть ясен во всех подробностях; результат должен быть настолько определённым, чтобы не вызывать сомнений. Всему этому в нашем предмете, в особенности на первой его ступени, лучше всего удовлетворяет умение преподавателя пользоваться по возможности простыми приемами, чтобы вызвать требуемое явление…»[1]
С целью популяризации историко-педагогических, культурологических знаний проводилась оцифровка и систематизация библиографических изданий разных лет: каталоги физического оборудования, учебно-методические пособия для учителей, учащихся, школьные учебники физики, научно-популярные книги, рукописи учителей из фондов МПК «Феникс».
Возвращение к историческим истокам методики школьного физического эксперимента позволит учителю рассмотреть с новой точки зрения известные методические идеи, находки и приемы и оценить новые возможности простого натурного эксперимента, который сейчас часто подменяется компьютерными моделями. Из этого вытекает необходимость создания методического раздела, что обусловлено также широким внедрением в современную педагогическую практику инновационных методов обучения. Инновации в обучении физики были всегда связаны с новыми способами организации занятий, способствующими передаче учащимся знаний о сущности физических явлений и законов.
В коллекции методического раздела виртуального музея вошли:
  1. малодоступные методические издания по школьному физическому эксперименту начала ХХ века;
  2. методические рекомендации по организации  проектно-исследовательской деятельности средствами объектов, представленных в  виртуальном музее;
  3. методические разработки и результаты исследований следующих направлений: а) поиск, создание и описание технологий организации работы с объектами виртуального музея; б) опыт внедрения в учебный процесс музейных образовательных технологий; в) изучение коллекционных объектов.
Содержание коллекций определило структуру виртуального музея «Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга», которая представлена в виде схемы. На схеме указаны запланированные разделы и отделы виртуального музея, и разделы (ячейки с вопросительным знаком), которые появятся впоследствии.

Содержание и структура схемы условно отражают свойства, присущие именно этому музею:
  • открытость – свободный доступ к изучению и копированию материалов цифрового хранилища; возможность получения консультации об выставленных экспонатах и методике их применения;
  • дополняемость – возможность пополнить имеющиеся коллекции музея или создавать другие коллекции, а значит увеличивать объем доступной информации и изменять структуру музея;
  • индивидуальность – свойство, позволяющее посетителям с учетом своих интересов «читать» экспозицию, изучать экспонаты в индивидуальном режиме, выстраивать свой образовательный маршрут.
В данном контексте виртуальный музей «Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга»является ведомственным музеем наглядных пособий и представлен как цифровое хранилище, в котором информация представлена в разных формах:
  • галерея фотографий экспонатов с возможностью их увеличения и детализации;
  • видеофрагменты опытов;
  • видеозапись музейных занятий;
  • архив PDF-файлов с аутентичными текстами книг по методике  и технике физического эксперимента и методике организации лабораторных занятий;
  • тексты учебно-методического назначения;
  • тексты, сопутствующие фотографиям;
  • фрагменты видеозаписей, представляющих методический опыт преподавателей кафедры;
Образовательные возможности виртуального музея
На начальном этапе существования музея, из-за отсутствия опыта применения нового образовательного ресурса, представляется возможным воспользоваться методическими разработками, имеющимися на кафедре культурологического образования Института общего образования Академии. Некоторые музейно-педагогические приемы организации изучения реальных объектов вполне можно применить при посещении виртуального музея: алгоритм визуального исследования объекта; проблемные  исследовательские задания; чтение музейной экспозиции; маршруты тематических экскурсий и др.
Большой объем разносторонней информации, размещенной в разделах виртуального музея, позволит в рамках курсовой подготовки совершенствовать умения учителя физики как руководителя исследовательской деятельности учащихся. Готовностью к решению такой профессиональной задачи  можно овладеть только в том случае, когда учитель сам пройдет путь исследователя. Соединение реальных объектов из коллекций физического оборудования музейно-педагогического комплекса «Феникс» и объектов размещенных в виртуальном музее создаст уникальные возможности для:
  • методических мини-исследований по истории становления и развития методики школьного физического эксперимента;
  • экспериментальных реконструкций;
  • простых опытов по историческим образцам;
  • аналитических исследований музейно-педагогических образовательных технологий, представленных в  разных разделах ресурса.
Предполагается, что с течением времени виртуальное пространство музея будет расширяться: будут развиваться компьютерные технологии и возможности Интернета, будут пополняться новыми экспонатами отделы музея, совершенствоваться приемы работы на электронной экспозиции, начнется дистанционное взаимодействие посетителей музея.
Прежней останется основная идея экспозиции, а именно, сохранить и донести до последующих поколений педагогов смыслы и ценности предшествующего периода, помочь их переосмыслить и активно включить в педагогическую практику.
 «Освоение традиций − источник инноваций, развитие инноваций – основа будущих традиций». 
 
[1]Н. С. Дрентельн. Физические опыты в начальной школе. Руководство для учащих начальных и высших начальных училищ. Содержит подробное описание приемов производства простейших опытов, главным образом на самодельных приборах. П.Обществом Естествоиспытателей признано достойным премии Александра Яковлевича Герда. Второе (дополненное) издание, с 309 рисунками. – Петроград,1913.
 

Яковлева Т.Г., Матвеев В.Л., Смирнов Н.В. © 2024