НАЗАД Модель водяного колеса

Демонстрационная модель двигателей, работающих на «водяной тяге», входит в коллекцию оборудования физического отдела Педагогического музея СПб АППО.
Модель, представляет собой жестяную конструкцию, состоящую из поддона со сливом для воды; колеса и двух желобов (фото). Прибор демонстрирует действие двух видов водяных колес: нижнебойное (рис.1) и верхнебойное (рис.2).

Рис.1. Нижнебойное колесо.
Рис.2. Верхнебойное колесо.

Русских дешевых мастерских по изготовлению учебных пособий не существовало до 1870 года, потребность удовлетворялась изделиями, привозимыми из-за границы, или изделия копировались немногочисленными отечественными мастерами.
Судя по качеству изготовления, можно предположить, что прибор был изготовлен местными мастерами (СПб) кустарным способом по заграничным образцам. Для сравнения на рисунке 3 показано изображение водяного колеса из каталога физического и химического оборудования (Австрия, 1908 год).
Прибор удешевлен тем, что емкости для воды отсутсвуют, но каждый желоб имеет патрубок, на который надевается резиновая трубка, соединяющая желоб с сосудом для воды.
Выдержка из учебника физики К. Краевича, 1899.
«Водяные колеса обладают большим коэффициентом полезного действия. Верхнебойное колесо работает при большом падении воды (до 15 мет.) и небольшом её количестве. Вода подводится при помощи желоба S и поступает в лопасти колеса. Мощность такого двигателя измеряется весом воды, падающей в одну секунду умноженным на высоту падения воды. Коэффициент полезного действия будет равен работе, получаемой в одну секунду от этого двигателя, разделенной на мощность его; величина его колеблется между 80% и 90%. Более древней формой водяного колеса является нижнебойное колесо, в котором вода ударяет в лопасти снизу. Коэффициент полезного действия этого колеса 25% или 30%: при ударе воды кроме потери кинетической энергии невыгодным является здесь то обстоятельство, что часть воды уходит сбоку, мимо колеса».


- Видеофрагмент. mp4. 40 Mb. 0:30.

Рейтинг@Mail.ru