О каталоге физического оборудования, изданного в 1873 году Педагогическим музеем военно-учебных заведенийПедагогический музей военно-учебных заведений был основан в 1864 году исключительно в интересах общеобразовательных учебных заведений военного ведомства. Впоследствии, он стал самостоятельным отделом петербургского общего музея прикладных знаний. Это обозначало, что деятельность музея распространилась на все типы и виды учебных заведений Санкт-Петербурга и его окрестностей. Согласно уставу и положению о Педагогическом музее в обязанности Музея входило:1. Служить постоянной выставкой образцов учебных пособий и коллекций.К 1871 году1 коллекция физических приборов Педагогического музея военно-учебных заведений насчитывала более 300 предметов. В России дешевых мастерских по изготовлению учебных пособий не существовало и потребность удовлетворялась изделиями, привозимыми из-за границы. Заграничные пособия стоили очень дорого, т.к. перекупались и перепродавались через вторые и третьи руки. Редко, но приборы изготовлялись при посредстве мелких мастеров-хозяев с выпиской нужных частей из-за границы. В то время в Санкт-Петербурге был хорошо известен механик и оптик Оскар Рихтер (саксонский подданный, лютеранского вероисповедания, купец 2-гильдии), основавший в 1850 году заведение по производству оптических, физических, математических, механических и метеорологических инструментов. Фирма находилось на углу Адмиралтейской площади и Невского проспекта, дом Грефа, 4/1. Фирма просуществовала до 1918 года. Облегчить выбор пособий для частных нужд разных учебных заведений не представлялось возможным, т.к. в штате Музея состояло менее 10 человек. Из-за этого посетителям приходилось рассматривать коллекции без пояснений, что слабо способствовало распространению сведений о значении правильного выбора пособий. В.П. Коховский писал об этом так: «Нередко, учебные заведения затрачивают непроизводительно суммы, иногда довольно значительные, на приобретение таких приборов, которые не имеют никакого отношения к излагаемому курсу… и затем, приборы, покоясь неподвижно на полках, напрасно занимая место, увеличивают ценность кабинета без увеличения его полезности». Автор систематизированного каталога с описанием предметов коллекции физического кабинета – первый директор Педагогического музея военных учебных заведений, генерал-лейтенант Всеволод Порфирьевич Коховский. Каталог был издан в 1873 году в неофициальной части журнала «Педагогический сборник», книжки III – VIII, XI без чертежей и рисунков из-за нехватки средств. В.П. Коховский четко очертил круг лиц для кого составлялся каталог: – для лиц, начинающих преподавательскую деятельность по предмету физики, имеющих большой запас теоретических знаний, но еще мало знакомые с практической и опытной стороной преподавательского дела.Представляя в каталоге довольно полный кабинет для средних учебных заведений, Коховский подчеркивает: «он заключает в себе приборы одного и того же назначения, но различные по устройству, а знакомство с этими вариантами для преподавателя необходимо, т.к. еще неизвестно какими приборами придется ему пользоваться в своей учительской деятельности». Каталог включает в себя семь разделов; названия разделов совпадают с названиями разделов программы по физике для военных гимназий, утвержденной в 1867 году. Внутри каталога нумерация статей сквозная.
Статьи каталога построены в одной структуре: название прибора (часто с указанием автора прибора), примерная цена по прейскуранту оптика-механика О. Рихтера (на приборы, изготовленные из древесины, цена не указана), подробное описание устройства прибора, физический принцип действия, техника проведения опытов. Объем статей очень разный: с одной стороны, имелась потребность в подробных пояснениях физической сущности явлений, которые сопровождали действие прибора; с другой стороны, объем текста определялся сложностью устройства прибора. Завершается каталог двумя сообщениями: а) очень кратким описанием имеющегося набора таблиц. Что примечательно, 72 таблицы лондонского, парижского, берлинского изданий и только 3 таблицы русского издания. К сожалению, таблицы не сохранились; б) также сообщается, что в Музее имеется физический кабинет для народных школ. С современной точки зрения каталог служил своеобразным методическим пособием по подготовке и проведению демонстрационного эксперимента. Начинающий учитель мог найти в нем подробный «разбор всех опытов, возможных с данными приборами, поэтому неизбежно в описание вошли и такие опыты, и приемы, которые кажутся общеизвестными». Для лиц знакомых с делом преподавания физики предлагаемый разбор опытов «не давал ничего нового, т.к. опытному учителю достаточно было простого перечня приборов». 1) С 1871 до 1941 года коллекция физических приборов располагалась в главном корпусе Соляного городка, протянувшемуся вдоль набережной Фонтанки от Гангутской улицы до Пантелеймоновой улицы (сейчас ул. Пестеля). |