НАЗАД О производстве наглядных пособий по физике до 1917 года

Основные источники информации:
– Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Лермантов В.В. Физический кабинет.
– Галанин Д.Д., Экспериментальная база преподавания физики в советской школе за 30 лет, журнал «Физика в школе» №5,1947.
Кашин Н.В. «Методика физики». Пособие для преподавателей физики, 3-е изд., Москва,1922
В дореволюционный период производство физических приборов в России находилось в зачаточном состоянии и потребность в наглядных пособиях удовлетворялась изделиями, привозимыми из-за границы. Изготовление физических приборов в то время сосредоточилась в Германии, Париже, Вене, Швейцарии и Англии. Массовое производство физических приборов для учебных заведений «приютилось» преимущественно в Германии: напр. фирмы Гартман и Браун в Франкфурте, Макс Коль в Хемнице, Эрнеке в Берлине, Лейбольда наследники в Кельне и др., а в Париже Дюкрете.

ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ПРЕССА СТЕКЛЯННАЯ МОДЕЛЬ Прибор для изучения удара тел АМПЕРМЕТР И ВОЛЬТМЕТР КОЛЬРАУША ПОДСТАВКА МАСКАРТА ИЗОЛИРУЮЩАЯ
Макс Коль.
Хемниц
Лейбольда наследники.
Кельн
Гартман и Браун.
Франкфурт
Дюкрете.
Париж

В.В. Лермантов объясняет отсутствие отечественного производства следующими причинами: а) недостаток «спроса, не позволяющем мастерам достаточно специализироваться: каждому приходится браться за все специальности, чтобы удовлетворять требованиям своих заказчиков — потребителей, или работать на скупщиков — содержателей магазинов и предоставлять им большую часть прибылей; б) недостаток отечественных мастеров, искусных и достаточно интеллигентных, чтобы понимать требования, предъявляемые к физическим приборам».
Однако, приборы для школ с выпиской нужных частей из-за границы изготавливались в довольно большом количестве, напр. в мастерских Трындинных, в Москве, и при посредстве мелких мастеров-хозяев, напр. Рихтер1 в СПб и Швабе в Москве. Эти фирмы рассматривали потребности школы только с точки зрения своей прибыли.

ЭЛЕМЕНТ ПРОСТОЙ ГИРОСКОПЫ
Оптик-механик О. Рихтер
 
Появлению отечественных мастерских для нужд общеобразовательных школ в немалой мере способствовал Педагогический Музей Военно-учебных заведений. На Всероссийской мануфактурной выставке, которая проводилась в Петербурге (1870), Музей представлял Педагогический отдел выставки; отдел имел цели: 1) ознакомить учебные заведения и посетителей выставки с возможно полным набором учебных пособий по каждому предмету, 2) инициировать производство в России тех пособий, которые получали из-за границы и 3) удешевить насколько возможно производство учебных пособий.

Владимир Владимирович Лермантов  (3 (15) ноября 1845 — 4 января 1919) Николай Сергеевич Дрентельн (1855—1919) Бруно Юльевич Кольбе (19 июня 1850 г. — 14 декабря 1925 г.) Николай Алексеевич Умов (04.02.1846-15.01.1915) Орест Данилович Хвольсон  (22 ноября [4 декабря 1852 — 11 мая 1934)
В.В. Лермантов Н.С. Дрентельн Б.Ю. Кольбе Н.А. Умов О.Д. Хвольсон

По инициативе Музея мастером Брюккером при книжном магазине Фену2 была открыта первая русская дешевая мастерская по изготовлению физических приборов.
Благодаря усилиям Музея к 1872 году школы Петербурга совершенно были освобождены от необходимости приобретать заграничные пособия по математике, космографии, рисованию, черчению, гимнастике и по всем предметам начального обучения. Все деревянные изделия были доведены в цене до минимума, не удавалось удешевить металлические изделия, такие как приборы из физического кабинета, и они оставались в высоких ценах.
Удешевленные учебные пособия, изготовленные петербургскими мастерами, были представлены на политехнической выставке в Москве (1872). Именно политехническая выставка показала, что усилия Музея, направленные на развитие и поддержку производства наглядных пособий в Петербурге и России были эффективными и солидными по своим результатам. К примеру, самый полный подбор пособий по начальной школе не превышал стоимости 140 рублей, тогда как до 1870 года на эту сумму едва можно было приобрести пособия для преподавания начальной арифметики.
Одновременно с этим велись поиски производителей для изготовления новых наглядных пособий по чертежам Музея. К этому делу привлекались учителя и лица, принадлежавшие к составу учебных заведений, рабочие полковых мастерских, местные механики. Например, по описаниям и чертежам Н.С. Дрентельна механик Алексей Алексеевич Личадеев изготавливал, главным образом, металлические вещи для классных опытов и ученических работ по физике. Найдено упоминание о мастере Ив. Як. Урлаубе, которому Б.Ю. Кольбе передал право изготавливать аппараты, описанные в двух томах его книги «Введение в учение об электричестве».
При покупке измерительных и вообще точных инструментов все преимущества были на стороне непосредственного взаимодействия с иностранными фирмами, особенно, если была возможность получить разрешение на беспошлинный ввоз приборов. Скорее всего Педагогический музей имел такую возможность, т.к. физические приборы, входящие в коллекцию дореволюционного периода, практически все изготовлены за границей.
Возвращаясь к поиску производителей для изготовления новых наглядных пособий по заказу Музея, отметим, что по чертежам Б.Ю. Кольбе, В.Л. Розенберга, Н.С. Дрентельна фирма «Макс Коль в Хемнице» изготавливала физические приборы по механике, теплоте, электричеству, оптике (Каталоги № 21 за 1905г. и № 50 за 1911 г., ч.2 и ч.3)

РЕОСТАТ ПРИБОР КОЛЬБЕ
Не атрибутировано Исследовано учениками
По чертежам Б.Ю. Кольбе. «Макс Коль в Хемнице»

Несколько позднее появились кооперативные или общественные предприятия, стремившиеся снабдить школу пособиями нового типа и по значительно низким ценам. К таким предприятиям можно отнести товарищества «Природа и школа» в Москве, «Ф. Ильин и К0» в Петербурге, «Физико-химик» в Киеве. Некоторое значение имели мастерские и склады земств и городских самоуправлений. Здесь прежде всего надо назвать мастерские учебных пособий Вятского губернского земства, которые послужили «центром кристаллизации» советских предприятий учебного и школьного оборудования. Все эти предприятия были довольно тесно связаны с прогрессивной педагогической общественностью и стали значительно развиваться в последние годы перед первой империалистической войной.
Однако, большинство гимназий, и особенно женских, имело чрезвычайно мало физических приборов. По обследованию, произведенному к Первому всероссийскому съезду преподавателей в 1913 году общее состояние оборудования кабинетов физики было таково:

Хорошо оборудованы 8,7%
Имеется необходимое оборудование 43.3%
Имеется, но значительно устаревшее и испорченное оборудование 21,0%
Приборов очень мало 24,9%
Приборов нет 1,9%

Несмотря на усилия передовых ученых (Н.А. Умов и О.Д. Хвольсон), педагогических обществ, комиссий, съездов в борьбе за усовершенствование дела преподавания физики, в поисках лучших приемов обучения, в стремлении повысить научность и целесообразность учебных планов и программ (см. гл.VII, «Методика физики» Кашин Н.В.), правительство не узаконило ни одного решения.
К началу социальных перемен ХХ века в огромном большинстве школ физику продолжали преподавать не на приборах, воспроизводящих физические явления, а мелом на доске. Русская промышленность, как и в конце XIX в., не удовлетворяла потребностей учебных заведений в приобретении учебных приборов. Фирмы, торгующие физическими приборами, являлись преимущественно перепродавцами и комиссионерами иностранных, частью второстепенных производителей. Развитие этой отрасли отечественной промышленности задерживалось, главным образом, из-за недостатка компетентного научного руководства при конструкции и выполнении приборов. Измерительные приборы русские фирмы вообще не изготавливали, ограничивая свою деятельность фабрикацией по заграничным образцам демонстрационных приборов ходовых типов. Приборы для практических работ совершено не вырабатывались.
1) Механик и оптик Оскар Рихтер (саксонский подданный, лютеранского вероисповедания, купец 2-гильдии) в 1850 году Санкт-Петербурге основал заведение по производству оптических, физических, математических, механических и метеорологических инструментов. Фирма находилось в Петербурге, угол Адмиралтейской площади и Невского проспекта, дом Грефа 4/1. Фирма просуществовала до 1918 года.
2) Николай Осипович Фену владелец фирмы «Н. Фену и К0» с 1871-1899 гг., комиссионер военно-учебных заведений
Рейтинг@Mail.ru