Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Астрономiя, преподаваемая въ среднихъ учебныхь заведенiяхь подъ общимъ названiемъ «космографiя», преслѣдуетъ какъ и всякiй учебный предмегъ, две цели: сообщаетъ определенную сумму научныхъ сведенiй и воздействуем особеннымъ, ей свойственным образомъ на развитiе отвлеченнаго мышленiя. Космографiя вызываетъ въ ученике недоверiе къ тому, что онъ видитъ собственными глазами, заставляет отрешаться отъ видимаго и кажущагося, однимъ словомъ — прiучаетъ критически относиться къ свидетельству чувства зрѣнiя. Для вполне правильнаго развитiя ума въ этомъ направленiи нужно, чтобы въ ученике самостоятельно могло родиться сомненiе въ пониманiи видимаго или, по крайней мере, чтобы ученикъ хорошо зналъ явленiя, видимыя на небесномъ своде. Ознакомить учениковъ на урокахъ съ явленiями видимыми — невозможно. Введенiя въ различныхъ учебникахъ, описывающiня явленiя видимыя для того, чтобы затѣмъ перейти къ изложенiю истнннаго происхожденiя явленiй, не только не уясняютъ, но еще больше сбиваютъ учащагося, не делавшаго самостоятельныхъ наблюднiий. Итакъ, съ явлениями видимыми нужно знакомиться путемъ самостоятельныхъ наблюденiй.