Эта книга назначается не для чтенiя, не для заучиванiя, а для руководства при опытахъ тѣмъ, которые желаютъ приступить къ изученiю Физическихъ явленiй. Начать опытное изученiе можно съ 15-ти летняго возраста, при соответствующей степени общеобразовательнаго развитiя: въ этомъ возрасте вполне возможно искреннее желанiе прiобретать основательный познанiя о внешнемъ мiре, подготовлено постоянство вниманiя при умственной работе, выработана способность, въ небольшой сфере, сравнивать видимое, соображать понятое, составлять заключенiе о необходимой связи между однородными предметами и о возможномъ сближенiи между разнородными.
Въ выбора матерiала для начинающихъ авторъ руководствовался следующими дидактическими требованiями:
1) начинать съ конкретнаго. Между всеми Физическими явленiями магнитныя въ тѣсномъ смыслѣ замечательны по своимъ резкимъ, отличительнымъ признакамъ. Магнитъ стоить особнякомъ среди всехъ Физическихъ телъ, известенъ всякому, даже неграмотному; особенныя действiя магнита обнаруживаются такъ ясно и просто, что нужно сделать немного усилiй и приспособленiй для составленiя свед
ѣнiй, въ известной степени даже систематическихъ, о магнитныхъ явленiяхъ.
2) итти отъ ближайшаго, отъ простаго, отъ очевиднаго, отъ известнаго, отъ легкаго и проч. Магнитныя явленiя въ тѣсномъ смысле, по видимому, ограничены немногими телами, всемъ известными, какъ напримеръ желѣзо (жесть), сталь, изъ этого дешеваго, всемъ доступнаго материала, безъ особенно сложныхъ приборовъ, съ приспособленiями, сделанными большею частью посредствомъ рукъ ученика, наглядно составляются и производятся разнообразные опыты, гдѣ причины и зависящiя отъ нихъ дѣйствiя близки, очевидны, такъ что прямо возникаетъ возможность разсматривать, наблюдать, отыскивать и самому ученику находить постоянные признаки для однородныхъ явленiй; явленiя вторятся въ какомъ угодно числе разъ; разнообразно изменяются условiя отчетливо подмечаются основные законы, ясно определяющие самыя простая действiя магнита...
Что же касается до удовдетворенiя методическимъ требованiямъ, то авторъ поставилъ себе главной задачей выработать такую постановку предмета по внутреннему содержашю, чтобы учащемуся дано было пригодное по психологическимъ законамъ, но чтобы учебный матерiалъ во всѣхъ своихъ отдѣлахъ распредѣленъ былъ на основанiи научныхъ началъ...
Такiе качественные законы, неизбежные предшественники количественныхъ, по своей очевидности и доступности, возбуждаютъ въ молодомъ уме неотразимое убежденiе въ существованiи математического склада въ явленяхъ видимаго мiра...
Что же касается до тѣхъ числовыхъ законовъ, которые составляютъ основанiе физической теорiи явленiй, какъ, напримѣръ, зависимость силъ отъ разстоянiя, то отчетливое изложение ихъ составляетъ последнее слово наблюдательной физики...