Виртуальный музей физического оборудования музейно-педагогического комплекса "Феникс" Взгляд сквозь время: наглядное преподавание физики в школах Санкт-Петербурга
Многие современные школьные учебники и учебные пособия сильно проигрывают в том, что в них физические теории излагаются, как правило, в законченном виде. Учащимся остается только выучить теоретические положения, мало задумываясь об их экспериментальном обосновании. Обычно ссылки в учебниках на физический эксперимент не позволяют доказать изучаемые основы физической теории, а лишь разъясняют или иллюстрируют их. В результате учащиеся не всегда владеют методом физических доказательств. Следствием этого являются оторванность знаний учащихся от реального мира, неумение использовать знания на практике, неразвитость научного мышления.
В методической литературе учебный эксперимент обычно рассматривают как метод обучения, источник знаний и вид наглядности.
Такой подход прямо сводит эксперимент к иллюстрации физической теории. Декларируя тезис об экспериментальности физики, современная методика преподавания физики фактически отводит эксперименту вспомогательную роль.
Об этом убедительно свидетельствует общепринятый критерий оценки знаний учащихся и работы школьного учителя: если учащийся умеет воспроизводить теорию, решать физические задачи и побеждает на олимпиадах или успешно сдает вступительные экзамены в вуз,
значит, учитель подготовил хорошего ученика.
Слабые знания методов экспериментального исследования, неумение обосновать теоретические построения представляют собой типичные недостатки ответов абитуриентов на вступительных экзаменах по физике. Часто на предложение экзаменатора доказать то или иное теоретическое утверждение или описать некоторый эксперимент абитуриент затрудняется дать ответ или вообще не понимает, что от него требуется.
Однако физика не сводится к чисто умозрительным построениям, эксперимент в ней играет определяющую роль, которая заключается в первую очередь в том, что физический эксперимент является средством физического доказательства.
Уберем из школьного курса математики доказательства и оставим аксиомы, теоремы и задачи. Научим школьников основам математической теории и умению, пользуясь недоказанными теоремами, решать задачи. Проиллюстрируем некоторые теоремы математическими доказательствами, а остальные теоремы предложим просто выучить.
В итоге мы получим не курс математики, а пародию на этот курс, настолько абсурдную, что нет необходимости в специальном доказательстве этого.
Примерно так же обстоит дело и с физикой: мы зачастую развиваем осведомленность учащихся в теории и задачах, но не учим их методу Физического локазательства.